©Copyright Забиров. Все права зашищены
Двигетель внутреннего сгорания автомобиля ваз 2105 
Двигетель внутреннего сгорания автомобиля ваз 2105  - это 4-цилиндровый карбюраторный двигатель с рядным вертикальным расположением цилиндров и верхним расположением распределительного вала.
Двигатель
Продольный и поперечный разрез двигателя 2105
Подвеска двигателя
1 – кожух опоры;
2 – опора передней подвески двигателя;
3 – фланец блока цилиндров;
4 – кронштейн;
5 – промежуточная пластина;
6 – изолирующее пластмассовое кольцо;
7 – пружина опоры;
8 – буфер;
9 – подушка опоры;
10 – шайба;
11 – опора задней подвески двигателя;
12 – дистанционная втулка;
13 – поперечина задней подвески двигателя

На автомобилях устанавливается 4-цилиндровый карбюраторный двигатель (см. рис. Продольный и поперечный разрез двигателя 2105) с рядным вертикальным расположением цилиндров и верхним расположением распределительного вала.

В зависимости от модели или модификации автомобиля могут устанавливаться двигатели трех типов:

– 2105 – с рабочим объемом 1,3 л. До 1994 г. это был основной двигатель для автомобилей ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104;
– 2101 – с рабочим объемом 1,2 л. От двигателя 2105 отличается уменьшенным на 3 мм диаметром цилиндров. Поэтому у него другой блок цилиндров и шатунно-поршневая группа;
– 2103 – с рабочим объемом 1,45 л. С 1994 г. в основном этот двигатель устанавливается на автомобили ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104. От указанных выше двигателей он отличается увеличенным на 14 мм ходом поршня. Поэтому, имеет другие блок цилиндров, коленчатый вал и другие детали цепного привода механизма газораспределения. Диаметр цилиндров такой же, как у двигателя 2101. Кроме того, на нем устанавливается карбюратор с другими тарировочными данными, предназначенный для двигателей с рабочим объемом 1,5 л.
В настоящем разделе описыватеся ремонт двигателя 2105.
Особенности ремонта двигателей 2101 и 2103 изложены в подразделе 11.1.
Двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач устанавливается на автомобиле на трех эластичных опорах (см. рис. Подвеска двигателя). Опоры воспринимают как массу двигателя, так и нагрузки, возникающие от вибрации двигателя, от инерции двигателя при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении. Двумя передними опорами двигатель крепится к поперечине передней подвески автомобиля, а задней – к поперечине задней подвески двигателя.
ПРИЧИНА
МЕТОД УСТРАНЕНИЯ
Двигатель не запускается
Нет топлива в карбюраторе:
– засорены топливопроводы        
– промойте и продуйте топливный бак, топливопроводы
– неисправен топливный насос        
– проверьте работу насоса и замените поврежденные детали
Неисправна система зажигания        
(Cм. подраздел 9.6.1)
Воздушная заслонка карбюратора остается закрытой при первых вспышках в цилиндрах
Устраните негерметичность пускового устройства карбюратора
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу
Нарушена регулировка холостого хода двигателя        
Отрегулируйте холостой ход
Неисправна система управления экономайзером холостого хода карбюратора:
– подсос воздуха через шланги, соединяющие экономайзер с впускным трубопроводом        
  – проверьте шланги и их соединения, замените поврежденные шланги
– неисправен блок управления пневмоклапаном
– замените блок управления
– неисправен пневмоклапан        
– замените пневмоклапан
– поврежден микропереключатель или нарушена его установка        
– проверьте микропереключатель, отрегулируйте его установку
Подсос воздуха через поврежденную дренажную трубку
Замените дренажную трубку
Подсос воздуха через прокладки в соединениях впускного трубопровода с карбюратором или с головкой цилиндров
Подтяните гайки крепления или замените прокладки
Подсос воздуха через поврежденный шланг, соединяющий впускной трубопровод с вакуумным усилителем тормозов        
Замените поврежденный шланг
Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала        
Отрегулируйте зазоры
Неисправен карбюратор:
  – засорены жиклеры или каналы карбюратора         
– продуйте жиклеры и каналы сжатым воздухом
  – вода в карбюраторе          – удалите воду из карбюратора,
  слейте отстой из топливного бака
  – нарушена герметичность диафрагмы пускового устройства        
         – замените диафрагму
Неисправна система зажигания
       (Cм. подраздел 9.6.1)
       При плавном увеличении частоты вращения двигателя до 1600 мин-1 двигатель работает циклично (частота вращения колеблется от 1600 до 1200 мин-1)
Поврежден микропереключатель карбюратора или арушена его установка        
Отрегулируйте установку микропереключателя или замените его
Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью
Неполное открытие дроссельных заслонок rарбюратора
       Отрегулируйте приводы дроссельных заслонок
Загрязнен воздушный фильтр        
Замените фильтрующий элемент
Неисправна система зажигания
(Cм. подраздел 9.6.1)
Неисправен топливный насос        
       Проверьте работу насоса и замените поврежденные детали
Неисправен карбюратор:
– неисправен насос-ускоритель        
– проверьте производительность насоса, замените поврежденные детали
– засорены главные жиклеры        
         – продуйте жиклеры сжатым воздухом
– не полностью открыта воздушная заслонка        
         – отрегулируйте привод заслонки
– уровень топлива в поплавковой камере не соответствует норме
– отрегулируйте установку поплавка
Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала
Отрегулируйте зазоры
Недостаточная компрессия – ниже 1 МПа (10 кгс/см2):
  – пробита прокладка головки цилиндров        
         – замените прокладку
– прогорание поршней, поломка или залегание поршневых колец        
         – очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные кольца и поршень замените
– плохое прилегание клапанов к седлам
  – замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла
– чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец
– замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры
Слишком раннее зажигание        
       Отрегулируйте установку зажигания
Недостаточное давление масла
       (См. ниже)
Ослаблены болты крепления маховика        Затяните болты рекомендуемым моментом
Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников        
Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
Стук коренных подшипников коленчатого вала
Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельной заслонки на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении и уменьшении частоты вращения коленчатого вала.
Слишком раннее зажигание
       Отрегулируйте установку зажигания
Недостаточное давление масла
       (См. ниже)
Ослаблены болты крепления маховика        
       Затяните болты рекомендуемым моментом
Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников        
Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
Увеличенный зазор между упорными полукольцами и коленчатым валом        
       Замените упорные полукольца новыми, с увеличенной толщиной
Стук шатунных подшипников
Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельной заслонки. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания.
Недостаточное давление масла
(См. ниже)
Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами
Замените вкладыши и прошлифуйте шейки
Стук поршней
Этот стук обычно незвонкий, приглушенный: вызывается “биением” поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой.
Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами        
Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры
Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне        
       Замените кольца или поршни с кольцами
Стук впускных и выпускных клапанов
Работа с увеличенными зазорами в клапанном механизме вызывает характерный стук, обычно с равномерными интервалами; частота его меньше любого другого стука в двигателе, так как клапаны приводятся в действие от распределительного вала, частота вращения которого в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала.
Увеличенные зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала
Отрегулируйте зазоры
Поломка клапанной пружины
Замените пружину
Чрезмерный зазор между стержнем и направляющей клапана
Замените изношенные детали
Износ кулачков распределительного вала
Замените распределительный вал и рычаги клапанов
Отворачивание контргайки регулировочного болта распределительного вала        
       Отрегулируйте зазор между рычагом и кулачком распределительного вала, затяните контргайку
Недостаточное давление масла на холостом ходу на прогретом двигателе
Попадание под редукционный клапан масляного насоса посторонних частиц        
Очистите клапан от посторонних частиц и заусенцев, промойте масляный насос
Изношены шестерни масляного насоса        
Отремонтируйте масляный насос
Чрезмерный зазор между вкладышами и коренными шейками коленчатого вала
       Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
Заедание редукционного клапана давления масла        
Замените клапан
Применение моторного масла несоответствующей марки и качества        
       Замените масло другим, рекомендованным в подразделе 3.6
Чрезмерное давление масла на прогретом двигателе
Заедание редукционного клапана давления масла        
Замените клапан
Повышенный расход масла
Подтекание масла через уплотнения двигателя
Подтяните крепления или замените прокладки и сальники
Износ поршневых колец и поршней или цилиндров двигателя        
Расточите цилиндры и замените поршни и кольца
Поломка поршневых колец        
       Замените кольца
Закоксовывание прорезей в маслосъемных кольцах или в канавках поршней        
       Очистите прорези и пазы от нагара
Износ или повреждение маслоотражательных колпачков клапанов        
       Замените маслоотражательные колпачки
Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок        
       Замените клапаны, отремонтируйте головку цилиндров
Повышенный расход топлива
Не полностью открыта воздушная заслонка        
Отрегулируйте привод заслонки
Повышенное сопротивление движения автомобиля        
Проверьте и отрегулируйте давление в шинах, тормозную систему, углы установки колес
Неправильная установка момента зажигания        
Отрегулируйте момент зажигания
Неисправен вакуумный регулятор распределителя зажигания        
       Замените вакуумный регулятор или распределитель зажигания
Высокий уровень топлива в карбюраторе:
– нарушена герметичность игольчатого клапана или его прокладки        
– проверьте, нет ли посторонних частиц между иглой и седлом клапана, при необходимости замените клапан или прокладку
– заедание или трение, препятствующее нормальному передвижению поплавка, негерметичность поплавка
         – проверьте и при необходимости замените поплавок
Засорены воздушные жиклеры карбюратора        
       Очистите жиклеры
Клапан экономайзера холостого хода карбюратора не перекрывает выходное отверстие на принудительном холостом ходу:
  – неисправен блок управления пневмоклапаном        
– замените блок
– неисправен пневмоклапан        
  – замените пневмоклапан
– неисправен микропереключатель или нарушена его установка        
– отрегулируйте установку микропереключателя или замените его
– неисправен экономайзер холостого хода         
– замените поврежденные детали экономайзера
Перегрев двигателя
Слабое натяжение ремня привода насоса и генератора        
Отрегулируйте натяжение ремня
Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения        
       Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения
Неправильная установка момента зажигания        
Отрегулируйте момент зажигания
Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора        
Очистите наружную поверхность радиатора струей воды
Неисправен термостат        
       Замените термостат
Неисправен клапан пробки радиатора (давление открытия меньше 0,05 МПа (0,5 кгс/см2)        
Замените пробку
Неисправен насос охлаждающей жидкости        
       Проверьте работу насоса, замените его или отремонтируйте
Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке
Поврежден радиатор        
       Отремонтируйте радиатор или замените
Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов        
       Замените поврежденные шланги или прокладки
Подтекание жидкости из крана отопителя        
Замените кран
Слабо затянуты хомуты шлангов        
       Подтяните хомуты
Подтекание жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости        
       Замените сальник
Повреждена пробка или прокладка пробки радиатора        
Замените пробку
Повреждена прокладка головки цилиндров        
       Замените прокладку
Подтекание жидкости через микротрещины в блоке или в головке цилиндров        
       Проверьте герметичность блока и головки цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали
Подтекание жидкости через микротрещины в корпусе или крышке насоса охлаждающей жидкости, расширительном бачке или впускной трубе        
       Проверьте герметичность, при обнаружении трещин поврежденные детали замените; незначительную течь допускается устранить добавкой в охлаждающую жидкость герметизатора типа НИИСС-1
Чрезмерный шум цепи привода распределительного вала*
Из общего шума двигателя шум цепи привода распределительного вала выделяется при появлении зазоров между элементами зацепления и четко прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала.
Ослабла цепь вследствие износа        
       Натяните цепь
Поломка башмака натяжителя цепи или успокоителя        
Замените башмак натяжителя или успокоитель
Заедание штока плунжера натяжителя цепи        
       Устраните заедание
Возможные неисправности двс ВАЗ 2105, их причины и методы устранения