©Copyright Забиров. Все права зашищены
Ваз 2110




Сцепление автомобиля ВАЗ 2105 в отличие от Ваз 2108 и выше, работает с помошью гидравлического чилиндра. Тоесть мы нажимаем на педаль сцепления, а там все выполняет рабочий цилиндр наполненный тормозной жидкостью. Мы нажали на педаль, в цилиндре создалось давление и разжимается сцепление (мы разъеденили карданный вал от коленчатого (от двигателя)).
Сцепление автомобиля ВАЗ 2105
Сцепление в сборе
1 – штуцер для прокачки;
2 – нажимная пружина сцепления;
3 – ступенчатая заклепка нажимной пружины;
4 – нажимной диск;
5 – ведомый диск;
6 – маховик;
7 – картер сцепления;
8 – болт крепления кожуха сцепления к маховику;
9 – первичный вал коробки передач;
10 – муфта подшипника выключения сцепления;
11 – вилка выключения сцепления;
12 – шаровая опора вилки выключения сцепления;
13 – подшипник выключения сцепления;
14 – упорный фланец нажимной пружины;
15 – чехол вилки выключения сцепления;
16 – пружина вилки;
17 – опорное кольцо нажимной пружины;
18 – кожух сцепления;
19 – толкатель вилки выключения сцепления;
20 – регулировочная гайка;
21 – контргайка;
22 – защитный колпачок;
23 – цилиндр привода выключения сцепления (рабочий цилиндр);
24 – оттяжная пружина вилки;
25 – скоба оттяжной пружины

Рабочий цилиндр и вилка выключения сцепления

1 – подшипник выключения сцепления;
2 – шаровая опора;
3 – вилка выключения сцепления;
4 – толкатель;
5 – регулировочная гайка;
6 – контргайка;
7 – оттяжная пружина;
8 – пробка корпуса;
9 – штуцер для прокачки;        10 – корпус цилиндра;
11 – уплотнительное кольцо;
12 – защитный колпачок;
13 – поршень;
14 – уплотнитель;
15 – тарелка;
16 – пружина;
17 – опорная шайба;
18 – стопорное кольцо
На автомобиле установлено однодисковое, сухое, постояннозамкнутое сцепление с центральной нажимной пружиной и гасителем крутильных колебаний на ведомом диске.

Ведущая часть сцепления – неразборный узел, включает в себя кожух 18 (см. рис. Сцепление в сборе) сцепления, нажимной диск 4 и диафрагменную нажимную пружину 2. Кожух сцепления крепится к маховику 6 установочными штифтами и болтами 8. Нажимной диск 4 соединен с кожухом 18 тремя парами стальных пластин, каждая из которых одним концом приклепана к кожуху, а другим – к нажимному диску. Через фиксаторы нажимный диск соединяется с наружной кромкой диафрагменной пружины 2, которая опирается на два кольца 17 круглого сечения, неподвижно закрепленных на кожухе ступенчатыми заклепками 3.

Ведомый диск 5 – стальной, имеет прорези, которые делят его на двенадцать секторов, отогнутых в разные стороны. К секторам диска, независимо друг от друга, крепятся заклепками фрикционные накладки. Для гашения крутильных колебаний ведомый диск соединен со ступицей при помощи гасителя крутильных колебаний (демпфера).

Привод выключения сцепления гидравлический. Он состоит из главного цилиндра 1 (см. рис. Педаль и главный цилиндр привода сцепления), цилиндра выключения сцепления 10 (см. рис. Рабочий цилиндр и вилка выключения сцепления), вилки 3 и подшипника 1 выключения сцепления, резервного бачка и педали сцепления с сервопружиной. Бачок и цилиндры привода соединены между собой трубопроводами.


Возможные неисправности сцепления автомобиля ВАЗ 2105, их причины и методы устранения
ПРИЧИНА

МЕТОД УСТРАНЕНИЯ
Неполное выключение сцепления (сцепление “ведет”)
Увеличенные зазоры в приводе выключения сцепления        
       Отрегулируйте привод выключения сцепления
Коробление ведомого диска (торцевое биение более 0,5 мм)        
       Выправьте диск или замените новым
Неровности на поверхностях фрикционных накладок ведомого диска
       Зачистите накладки металлической щеткой или замените новыми
Ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок ведомого диска        
Замените накладки, проверьте торцевое биение диска
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач        
       Очистите шлицы, покройте смазкой ЛСЦ-15 или ЛИТОЛ-24. Если причина заедания – смятие или износ шлицев, то замените первичный вал или ведомый диск
Поломка пластин, соединяющих упорный фланец с кожухом сцепления        
Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе
Воздух в системе гидропривода        
Прокачайте систему
Утечка жидкости из системы гидропривода через соединения или поврежденные трубопроводы        
Подтяните соединения, замените поврежденные детали, прокачайте систему гидропривода
Утечка жидкости из главного цилиндра или цилиндра привода выключения сцепления        
Замените уплотнительные кольца, прокачайте систему
Засорилось отверстие в крышке бачка, что вызвало разрежение в главном цилиндре и подсос воздуха в цилиндр через уплотнения        
Прочистите отверстие в крышке бачка, прокачайте систему
Нарушение герметичности вследствие загрязнения или износа переднего уплотнительного кольца главного цилиндра        
Очистите уплотнительное кольцо, при износе замените
Ослабление заклепок крепления нажимной пружины        
Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе
Перекос или коробление нажимного диска        
Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе
Неполное включение сцепления (сцепление “буксует”)
Отсутствуют зазоры в приводе выключения сцепления        
       Отрегулируйте привод выключения сцепления
Повышенный износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска        
       Замените фрикционные накладки или ведомый диск в сборе
Замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска
       Тщательно промойте уайт-спиритом замасленные поверхности, устраните причины замасливания дисков
Засорено компенсационное отверстие главного цилиндра        
       Промойте цилиндр и прочистите компенсационное отверстие
Повреждение или заедание привода сцепления
       Устраните неисправности, вызывающие заедание
Рывки при работе сцепления
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала        
       Очистите шлицы, смажьте смазкой ЛСЦ-15. Если причина заедания-смятие или износ шлицев, то при необходимости замените первичный вал или ведомый диск
Замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска
       Тщательно промойте уайт-спиритом замасленные поверхности и устраните причину замасливания дисков
Заедание в механизме привода выключения сцепления        
       Замените деформированные детали. Устраните причины, вызывающие заедание
Повышенный износ фрикционных накладок ведомого диска        
       Замените накладки новыми, проверьте, нет ли повреждений поверхностей
Ослабление заклепок фрикционных накладок ведомого диска        
Замените неисправные заклепки, а при необходимости – накладки
Повреждение поверхности или коробление нажимного диска        
       Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе
Повышенный шум при выключении сцепления
Износ, повреждение или утечка смазки из подшипника выключения сцепления        
       Износ, повреждение или утечка смазки из подшипника выключения сцепления
Износ переднего подшипника первичного вала коробки передач        
       Износ переднего подшипника первичного вала коробки передач
Повышенный шум при включении сцепления
Поломка или снижение упругости демпфера ведомого диска        
       Замените ведомый диск в сборе
Поломка, снижение упругости или соскакивание оттяжной пружины вилки выключения сцепления
Замените пружину новой или закрепите
Поломка пластин, соединяющих нажимной диск с кожухом        
Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе
Как Регулировать самому привод выключения сцепления автомобиля ВАЗ 2105

Педаль и главный цилиндр привода сцепления
1 – корпус главного цилиндра;
2 – перепускное (компенсационное) отверстие;
3 – прокладка штуцера;
4 – штуцер;
5 – стопорная пружинная шайба;
6 – поршень главного цилиндра;
7 – уплотнительное кольцо;
8 – поршень толкателя;
9 – крючок;
10 – ось педалей;
11 – кронштейн педалей сцепления и тормоза;
12 – пружина сервопривода педали сцепления;
13 – оттяжная пружина педали сцепления;
14 – ограничитель хода педали сцепления;
15 – педаль сцепления;
16 – толкатель поршня;
17 – защитный колпачок;
18 – стопорное кольцо;
19 – впускное отверстие;
20 – уплотнительное кольцо (кольцевой клапан);
21 – перепускное отверстие поршня;
22 – рабочая полость цилиндра;
23 – пружина;
24 – прокладка;
25 – пробка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Устанавливается зазор 0,1–0,5 мм между толкателем и поршнем главного цилиндра (см. рис. Педаль и главный цилиндр привода сцепления). Этот зазор, необходимый для полного выключения сцепления, регулируется ограничителем 14 педали сцепления. Зазор определяется свободным ходом педали, равным 0,4–2 мм.
2. Свободный ход толкателя вилки выключения сцепления, равный 4–5 мм, регулируется гайкой 5 (см. рис. Рабочий цилиндр и вилка выключения сцепления), которая фиксируется контргайкой 6.
3. Величина свободного хода толкателя контролируется специальным шаблоном.
4. После выполнения указанных регулировок свободный ход педали сцепления до начала выключения сцепления должен составлять 25–35 мм.
Как самому прокачать привод сцепления автомобиля ВАЗ 2105
Прокачка гидропривода сцепления

О воздухе в гидроприводе сцепления говорит неполное выключение сцепления, а также “мягкость” и “провалы“ педали сцепления.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Очистите бачок и штуцер для прокачки от пыли и грязи.
2. Проверьте уровень жидкости в бачке гидропривода и при необходимости долейте жидкость.
3. Наденьте на головку штуцера 9 (см. рис. Рабочий цилиндр и вилка выключения сцепления) рабочего цилиндра шланг и погрузите его нижний конец в сосуд с жидкостью для гидропривода (30–50 г).
4. Отверните на 1/2–3/4 оборота штуцер 9, резко нажимайте и плавно отпускайте педаль до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга.
5. Нажав на педаль, заверните до отказа штуцер. Снимите шланг и наденьте колпачок штуцера.
6. Если, несмотря на продолжительную прокачку, из шланга будут выходить пузырьки воздуха, проверьте надежность крепления соединений, выясните, нет ли на трубках трещин или подтекания в соединениях со штуцерами. Возможно проникновение воздуха через поврежденные уплотнительные кольца главного или рабочего цилиндров.
7. При прокачке уровень жидкости в бачке гидропривода должен быть выше отверстия трубки, соединяющей бачок с главным цилиндром сцепления, конец шланга для прокачки должен быть постоянно погружен в жидкость.
Как снять и установить сцепление автомобиля ВАЗ 2105 самому
Снятие и установка сцепления

Центрирование ведомого диска сцепления с помощью оправки А.70081
1 – маховик;

2 – сцепление в сборе;

3 – оправка А.70081
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Предварительно снимите коробку передач (см. подраздел 5.2.2).
2. Отверните болты и снимите кожух сцепления в сборе с нажимным диском. При этом нельзя поднимать этот узел за упорный фланец нажимной пружины.
3. Очистите и продуйте сжатым воздухом нажимный и ведомый диски сцепления.
Установка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установка сцепления производится в обратном порядке.
2. Проверьте состояние подшипника в торце коленчатого вала двигателя, при необходимости замените подшипник.
3. Проверьте состояние шлицев на ступице ведомого диска и первичном валу коробки передач, шлицы очистите и смажьте тонким слоем консистентной смазки ЛСЦ-15 или ЛИТОЛ-24.
4. Расположите ведомый диск выступающей частью ступицы с кольцевой канавкой в сторону коробки передач и отцентрируйте диск относительно подшипника оправкой А.70081, имитирующей шлицевой конец первичного вала коробки передач (см. рис. Центрирование ведомого диска сцепления с помощью оправки А.70081).
Контроль сцепления автомобиля ВАЗ 2105

Контроль сцепления
1 – упорный фланец нажимной пружины:
2 – нажимная диафрагменная пружина;        3 – нажимный диск;
4 – кольцо

Контроль сцепления автомобиля ваз 2105 проводится на основании, которое имитирует маховик двигателя и имеет металлическое промежуточное кольцо 4 толщиной 8,2 мм, заменяющее ведомый диск (см. рис. Контроль сцепления).
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Закрепив кожух сцепления, выполните четыре хода выключения, прикладывая нагрузку не более 1372 Н (140 кгс) на упорный фланец нажимной пружины. Ходу выключения 8 мм должно соответствовать перемещение нажимного диска на 1,6–1,7 мм (наименьшее допустимое – 1,4 мм).
2. Расстояние от основания до рабочей поверхности фрикционного кольца упорного фланца должно быть 40–43 мм. В процессе работы за счет износа трущихся поверхностей дисков сцепления этот размер увеличивается. Если он достигнет 48 мм или перемещение нажимного диска будет меньше 1,4 мм, кожух сцепления в сборе с нажимным диском замените.
3. Фрикционные накладки ведомого диска замените при появлении растрескиваний, уменьшении расстояния между заклепкой и рабочей поверхностью до 0,2 мм, а также при односторонних задирах.
4. При ремонте ведомого диска (2) и замене фрикционных накладок пользуйтесь оправкой 67.7851.9500 (1), кондуктором 67.7822.9517 (3) и оснасткой 67.7813.9503.
5. Развальцованные заклепки не должны иметь разрывов.
6. Биение рабочей поверхности фрикционных накладок не должно превышать 0,5 мм. Если оно больше, то диск выправьте или замените новым.
7. При появлении на ведомом диске или пружинах демпфера трещин замените ведомый диск в сборе.
Снятие и установка рабочего и главного цилиндров привода сцепления автомобиля ВАЗ 2105

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. В первую очередь слейте рабочую жидкость. Для этого один конец шланга наденьте на штуцер выпуска воздуха 9 (см. рис. Рабочий цилиндр и вилка выключения сцепления) рабочего цилиндра, а другой опустите в чистый сосуд, отверните штуцер 9 на 1/2–3/4 оборота и нажимайте на педаль до тех пор, пока жидкость не будет удалена из гидравлической системы.
2. Затем отсоедините трубку, соединяющую главный и рабочий цилиндры, отсоедините оттяжную пружину 7 (см. рис. Рабочий цилиндр и вилка выключения сцепления), снимите шплинт с конца толкателя и снимите рабочий цилиндр, отвернув два болта крепления.
3. Для снятия главного цилиндра отверните две гайки, которыми он крепится на шпильках к кронштейну педалей, и отсоедините гибкий шланг бачка.
4. Для установки главного и рабочего цилиндров вышеописанные операции выполните в обратном порядке.
5. После заправки рабочей жидкостью гидропривод прокачайте.
Разборка, контроль, ремонт и сборка главного и рабочего цилиндров

ГЛАВНЫЙ ЦИЛИНДР

Детали главного цилиндра
1 – корпус;
2 – стопорная шайба;
3 – штуцер;
4 – прокладка;
5 – колпачок;
6 – стопорное кольцо;
7 – поршень толкателя;
8 – уплотнительное кольцо;
9 – поршень главного цилиндра;
10 – пружина
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Выверните пробку, снимите защитный колпачок 5 корпуса цилиндра и стопорное кольцо 6. Это позволит вынуть из корпуса поршень 7, уплотнительное кольцо 8, плавающий поршень 9 с уплотнительным кольцом и возвратную пружину 10 поршня.
2. Зеркало цилиндра и наружная поверхность поршня не должны иметь повреждений и рисок. Внутренний диаметр исправного главного цилиндра должен быть
19,05        0,025        мм.
–0,015
3. Проверьте состояние возвратной пружины поршня и замените ее, если она потеряла упругость.
4. Замените уплотнительные кольца.
5. Проверьте защитный колпачок на заднем конце цилиндра и, если колпачок поврежден, замените его новым.
6. Перед сборкой аккуратно очистите и промойте детали тормозной жидкостью. Не допускайте попадания на детали минерального масла, бензина, керосина или дизельного топлива, так как от этих веществ разбухают резиновые уплотнения.
7. После проверки всех деталей соберите главный цилиндр в порядке, обратном разборке; причем все части цилиндра смазывайте тормозной жидкостью или жидкостью для консервации НГ-213.
РАБОЧИЙ ЦИЛИНДР

Детали цилиндра привода выключения сцепления (рабочего цилиндра)
1 – корпус;
2 – штуцер;
3 – колпачок;
4 – толкатель;
5 – уплотнительное кольцо;
6 – поршень;
7 – уплотнительное кольцо;
8 – тарелка;
9 – пружина;
10 – шайба;
11 – стопорное кольцо

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Выверните пробку, снимите защитный колпачок 3 вместе с толкателем 4, выньте поршень и разберите его, предварительно сняв стопорное кольцо 11.
2. После разборки аккуратно промойте и проверьте все части, как это указано для главного цилиндра. Не допускается установка деформированного толкателя.
3. После проверки приступите к сборке (порядок обратный разборке), смазывайте детали жидкостью для гидропривода.
Проверка главного цилиндра привода сцепления на стенде

ЗАДНЕЕ УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ КОЛЬЦО
Схема проверки состояния заднего уплотнительного кольца на герметичность
1 – главный цилиндр;
2 – сосуд;
3 – переходник с уплотнителем;
4 – манометр;
5 – тройник;
6 – регулировочный винт;
А – воздух от компрессора;
В – выпуск воздуха
Проверка на герметичность
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установите главный цилиндр на стенд (см. рис. Схема проверки состояния заднего уплотнительного кольца на герметичность), обеспечив при этом хорошее уплотнение между фланцем цилиндра и привалочной плоскостью стенда.
2. Присоедините к цилиндру сосуд 2 с жидкостью для гидропривода.
3. Откройте кран сжатого воздуха при отвернутом регулировочном винте 6, затем медленно закрывайте регулировочный винт до выхода воздуха из сосуда 2.
4. Проверьте по манометру давление воздуха, которое должно быть не менее 0,05–0,08 МПа (0,5–0,8 кгс/см2). При меньшем давлении замените заднее уплотнительное кольцо.
ПЕРЕДНЕЕ УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ КОЛЬЦО

Схема проверки состояния переднего уплотнительного кольца на герметичность
1 – винт для прокачки;
2 – кран;
3 – манометр с ценой деления 0,2 МПа (2 кгс/см2);
4 – манометр с ценой деления 0,005 МПа (0,05 кгс/см2);
5 – сосуд;
6 – толкатель;
7 – главный цилиндр
Проверка на герметичность

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установите главный цилиндр на стенд и соедините его с сосудом, заполненным жидкостью для гидропривода, и с манометрами (см. рис. Схема проверки состояния переднего уплотнительного кольца на герметичность).
2. Закройте кран манометра 3 и, передвигая толкатель главного цилиндра, обеспечьте стабильное давление 0,2 МПа (2 кгс см2).
3. При закрепленном толкателе и отсутствии подтекания жидкости давление должно оставаться постоянным в течение 2 мин.
4. Закройте кран манометра 4 и откройте кран манометра 3. Передвигая толкатель, установите по манометру стабильное давление 10 МПа (100 кгс/см2).
5. При закрепленном толкателе и отсутствии подтекания жидкости указанное давление должно оставаться постоянным не менее 2 мин. В противном случае переднее уплотнительное кольцо замените.