©Copyright Забиров. Все права зашищены
Ваз 2110




Снятие и установка двигателя ВАЗ 2105, производится когда нам необходимо сделать капмтальный ремонт или когда нам надо выполнить кузовные  работы - вобщем при серезных работах. Для снятия двигателя ВАЗ 2105 мы должны выполнить следующие действия:
1. Поставьте автомобиль на подъемник или над смотровой канавой, установите упоры под передние колеса и вывесьте задний мост с одной или двух сторон.
2. Снимите капот, отсоедините провода от аккумуляторной батареи и от узлов электрооборудования, установленных на двигателе. Снимите аккумуляторную батарею и подкапотную лампу.
3. Слейте жидкость из радиатора, блока цилиндров и отопителя, для чего отверните пробки на левой стороне блока цилиндров и на нижнем бачке радиатора, верхний рычажок управления отопителем сдвиньте вправо (им открывается кран отопителя) и снимите пробки с расширительного бачка и радиатора.
Предупреждение
Чтобы не повредить радиатор, отворачивая сливную пробку, вторым ключом придерживайте штуцер пробки, впаянный в радиатор. Пробку отворачивайте торцовым или накидным ключом, чтобы не сорвать грани пробки.

4. Снимите кожух вентилятора. Отсоедините от двигателя шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости и снимите радиатор вместе с термостатом и шлангами. Снимите воздушный фильтр, предварительно отсоединив от него шланги, сняв крышку и фильтрующий элемент. Закройте карбюратор технологической заглушкой.
5. Накидным ключом отверните гайки крепления приемной трубы глушителей к выпускному коллектору.
6. Снимите коробку передач, действуя, как описано в подразделе 5.2.2.
7. Отсоедините от двигателя тягу привода дроссельной заслонки карбюратора и трос управления воздушной заслонкой.
8. Отсоедините от двигателя шланг подвода топлива и шланги, идущие к отопителю.
9. Повесьте на таль траверсу ТСО-3/379 и застропите двигатель с правой стороны за скобу, установленную на передней шпильке крепления выпускного коллектора, а с левой стороны – за отверстие крепления кожуха сцепления.
10. Слегка натяните цепь тали, отверните гайки крепления подушек 9 (см. рис. Подвеска двигателя) передней подвески двигателя к поперечине передней подвески и выньте двигатель из отсека.
11. Снимите теплоизоляционный щиток стартера, стартер и заборник горячего воздуха вместе с подводящим шлангом. Снимите с блока цилиндров два боковых кронштейна с подушками передней подвески двигателя.
12. Отверните болты крепления сцепления и снимите его.
13. Устанавливайте двигатель на автомобиль в последовательности, обратной снятию. Особое внимание уделяйте соединению двигателя с коробкой передач: первичный вал должен точно войти в шлицы ведомого диска сцепления.
Разборка двигателья
Разборка передней части двигателя ВАЗ 2105 "Жигули"


1 – верхняя защитная крышка;
2 – натяжной ролик;
3 – натяжная пружина;
4 – ремень привода распределительного вала;
5 – крышка привода распределительного вала;
6 – валик привода масляного насоса и распределителя зажигания;        7 – упорный фланец;
8 – шкив валика привода масляного насоса и распределителя зажигания;
9 – зубчатый шкив коленчатого вала;
10 – средняя защитная крышка;
11 – нижняя защитная крышка;
12 – шкив привода генератора и насоса охлаждающей жидкости;
13 – гайка
Снятие головки цилиндров ВАЗ 2105
1 – крышка головки цилиндров;

2 – прокладка;

3 – корпус подшипников распределительного вала;

4 – упорный фланец;

5 – распределительный вал;

6 – держатель сальника распределительного вала;

7 – шкив распределительного вала;

8 – головка цилиндров;

9 – прокладка головки цилиндров
Снятие маховика ВАЗ 2105
1 – ключ;

2 – маховик;

3 – болт крепления маховика;

4 – шайба;

5 – фиксатор А.60330/R для удержания маховика от проворачивания;

6 – передняя крышка картера сцепления

Вымойте двигатель на моечной установке, установите его на стенд для разборки и слейте из картера масло.
1. Снимите карбюратор, отсоединив от него шланги и тягу привода дроссельной заслонки.
2. Снимите топливный насос, распределитель зажигания, ключом 67.7812.9514 выверните свечи и датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.
3. Снимите ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости, снимите генератор и кронштейн генератора.
4. Снимите насос охлаждающей жидкости, отсоединив от насоса и выпускного коллектора трубопровод подвода жидкости из отопителя.
5. Снимите с головки цилиндров выпускной патрубок охлаждающей жидкости и трубопровод отвода жидкости к отопителю.
6. Приспособлением А.60312 (съемник масленного фильтра) отверните и снимите масляный фильтр с прокладкой.
7. Выверните датчик контрольной лампы давления масла, снимите крышку сапуна вентиляции картера, картер и масляный насос. Снимите фиксатор сливной трубки маслоотделителя и выньте маслоотделитель вентиляции картера.
8. Снимите шкив коленчатого вала, закрепив маховик фиксатором А.60330/R (см. рис. Снятие маховика) и отвернув ключом А.50121 гайку.
9. Снимите защитные крышки 1, 10 и 11 (см. рис. Разборка передней части двигателя) ременного привода распределительного вала. Ослабьте болты крепления шкивов распределительного вала и валика привода масляного насоса. Снимите пружину 3 кронштейна натяжного ролика. Отверните болты и снимите кронштейн с натяжным роликом. Снимите ремень привода распределительного вала.
10. Снимите шкив 9 плоскозубчатого ремня с коленчатого вала. Отверните болты и снимите шкивы с распределительного вала и валика привода масляного насоса.
11. Снимите крышку 5 привода распределительного вала. Снимите упорный фланец 7 валика привода масляного насоса и выньте валик 6 из блока цилиндров.
12. Снимите крышку 1 (см. рис. Снятие головки цилиндров) головки цилиндров. Ослабьте гайки крепления держателя 6 сальника распределительного вала и снимите корпус подшипников распределительного вала. Отверните гайки и снимите держатель сальника и упорный фланец 4 распределительного вала.
13. Отверните болты крепления головки цилиндров и снимите ее вместе с выпускным коллектором и впускным трубопроводом.
14. Отверните гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и осторожно выньте через цилиндры поршни с шатунами.
Предупреждение
При разборке двигателя пометьте поршень, шатун и его крышку вкладыши коренных и шатунных подшипников, чтобы при сборке установить их на прежнее место.

15. Установите фиксатор 5 (см. рис. Снятие маховика), отверните болты 3, снимите шайбу 4 и маховик с коленчатого вала, снимите переднюю крышку 6 картера сцепления.
16. Выталкивателем А.40006 выньте подшипник первичного вала коробки передач из гнезда в коленчатом валу.
17. Снимите держатель заднего сальника коленчатого вала.
18. Отверните болты крышек коренных подшипников. Снимите их вместе с нижними вкладышами, снимите коленчатый вал, верхние вкладыши и упорные полукольца на задней опоре.
Сборка двигателя ваз 2105
Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров
Cчет опор ведется от передней части двигателя.
Порядок затягивания болтов головки цилиндров

Установка шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания
1 – оправка 41.7820.4006;

2 – шестерня
1. Вымытый и очищенный блок цилиндров установите на стенде и заверните отсутствующие шпильки.
2. Уложите в гнездо среднего подшипника вкладыш без канавки на внутренней поверхности, а в остальные гнезда – вкладыши с канавкой.
3. В крышки подшипников уклыдываются вкладыши без канавки.
Предупреждение
Цилиндры двигателя, а также поршни и сальники, вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала перед установкой смажьте моторным маслом.
4. Уложите в коренные подшипники коленчатый вал и вставьте в гнезда задней опоры два упорных полукольца, подобранные по толщине.
5. Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками (см. рис. Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров).
Предупреждение
Крышки коренных подшипников устанавливайте в прежний блок. Для этого блок цилиндров и принадлежащие ему крышки помечены одинаковым условным номером (см. рис. Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров и рис. Маркировка размерной группы цилиндров на блоке и условного номера блока цилиндров). Упорные полукольца устанавливайте выемками к упорным поверхностям коленчатого вала, причем с передней стороны задней опоры ставьте сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета).
6. Наденьте на фланец коленчатого вала прокладку держателя сальника, а в гнезда держателя вложите болты крепления передней крышки картера сцепления (стрелками указаны выступы для центрирования держателя относительно фланца коленчатого вала). Наденьте держатель с сальником на оправку 41.7853.4011 и, передвинув его с оправки на фланец коленчатого вала, прикрепите к блоку цилиндров.
7. Установите по двум центрирующим втулкам переднюю крышку 6 (см. рис. Снятие маховика) картера сцепления.
8. Установите маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки четвертого цилиндра, заблокируйте фиксатором А.60330/R маховик и прикрепите его болтами к фланцу коленчатого вала.
9. Подберите поршни к цилиндрам (см. подраздел 4.8.3) и соберите поршни с шатунами (см. подраздел 4.8.8).
10. С помощью втулки из набора 02.7854.9500 вставьте в цилиндры поршни с шатунами. Набор состоит из трех втулок: одна для поршней нормального размера и две для ремонтного размера поршней (увеличенного на 0,4 и 0,8 мм). Поэтому необходимо подобрать втулку, пригодную для данного размера устанавливаемого поршня.
Предупреждение
Отверстие для пальца на поршне смещено на 2 мм, поэтому при установке поршней в цилиндры метка ”П” на поршнях должна быть обращена к передней части двигателя.
11. Установите вкладыши в шатуны и крышки шатунов. Соедините шатуны с шейками коленчатого вала, поставьте крышки и затяните шатунные болты.
12. Установите валик привода масляного насоса и закрепите упорным фланцем.
13. Установите по двум центрирующим втулкам на блоке головку цилиндров с прокладкой, с выпускным коллектором и впускным трубопроводом. Затяните в определенной последовательности (см. рис. Порядок затягивания болтов головки цилиндров) в два приема болты крепления:
      – предварительно моментом 33,3–41,16 Н·м (3,4–4,2 кгс·м);
      – окончательно моментом 95,94–118,38 Н·м (9,79–12,08 кгс·м).
14. Прикрепите к крышке привода распределительного вала держатель 1 сальника с прокладкой (cтрелками указаны выступы для центрирования держателя и крышки относительно коленчатого вала и валика привода масляного насоса), не затягивая окончательно гайки крепления.
15. Прикрепите крышку привода распределительного вала с прокладкой к блоку цилиндров, не затягивая окончательно гайки и болты крепления.
16. Отцентрируйте оправкой 67.7853.9548 положение крышки относительно валика 6 (см. рис. Разборка передней части двигателя) привода масляного насоса и затяните болты и гайки крепления крышки привода распределительного вала.
17. Оправкой 67.7853.9549 отцентрируйте положение держателя 1 переднего сальника коленчатого вала и затяните гайки крепления держателя.
18. Установите шкив 8 (см. рис. Разборка передней части двигателя) на валик 6 привода масляного насоса, не затягивая болт крепления шкива. Установите зубчатый шкив 9 на коленчатый вал.
Предупреждение
Болт крепления шкива валика привода масляного насоса должен устанавливаться на герметике по ТУ 6-10-1048-73 или герметике ТВ-1215 фирмы “Three Bond”.


19. Соберите корпус подшипников распределительного вала.
20. Очистите сопрягающиеся поверхности головки цилиндров и держателя 6 (см. рис. Снятие головки цилиндров) сальника распределительного вала        от остатков старой прокладки, грязи и масла.
21. Нанесите на поверхность головки цилиндров , сопрягающуюся с держателем сальника, герметик КЛТ-75ТМ или аналогичный ему герметик типа ТВ-1215 фирмы “Three Bond”. Поверните распределительный вал так, чтобы совместились метки на шкиве и корпусе подшипников (А – метка на шкиве, В – метка на корпусе подшипников).
22. Не сбивая положения вала, закрепите на головке цилиндров собранный корпус подшипников, затягивая гайки в определенной последовательности.
Предупреждение
Запускать двигатель разрешается через 1 час после нанесения жидкой прокладки.

23. Прикрепите к блоку цилиндров кронштейн с натяжным роликом, не затягивая окончательно болты крепления. Поверните кронштейн в крайнее левое положение.
24. Поверните коленчатый вал так, чтобы метка на зубчатом шкиве совпала с меткой на крышке привода распределительного вала.
25. Наденьте ремень на шкивы и на натяжной ролик, подожмите кронштейн натяжного ролика вправо и установите натяжную пружину.
26. Плавно поверните коленчатый вал на два оборота, держа ремень в постоянном натяжении, и при остановке вала придерживайте его, не допуская ослабления ремня. Таким образом пружина установит необходимое натяжение ремня. Затяните болты крепления кронштейна натяжного ролика.
27. Проверьте совпадение меток. Если метки не совпадают, то повторите установку ремня.
28. Отрегулируйте зазор между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов.
29. Установите крышку головки цилиндров с прокладкой и затяните гайки крепления в последовательности, указанной на рисунке. Установите защитные крышки ременного привода распределительного вала.
30. Установите шкив привода генератора и закрепите его храповиком.
31. Смажьте маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и установите его, вручную привернув его к штуцеру на переходнике. Установите маслоотделитель вентиляции картера, крышку сапуна и закрепите фиксатор сливной трубки маслоотделителя.
32. Установите масляный насос (1 – масляный насос, 2 – фиксатор сливной трубки, 3 – сливная трубка маслоотделителя) и масляный картер с прокладкой.
33. Установите насос охлаждающей жидкости, кронштейн генератора и генератор. Наденьте ремень на шкивы и отрегулируйте его натяжение.
34. Установите на головке цилиндров подводящую трубку радиатора отопителя и выпускной патрубок. Прикрепите к насосу охлаждающей жидкости и выпускному коллектору отводящую трубку радиатора отопителя.
35. Установите датчики контрольных приборов.
36. Установите шестерню привода масляного насоса и распределителя зажигания (см. рис. Установка шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания). Установите распределитель зажигания. Заверните свечи зажигания, установите на них ключ 67.7812.9515 и затяните динамометрическим ключом.
37. Установите топливный насос в соответствии с указаниями (см. подраздел 4.14.2).
38. Установите карбюратор, присоедините к нему шланги и закройте его технологической заглушкой.
39. Залейте масло в горловину на крышке головки цилиндров.
Испытание двигателя на стенде. Отремонтированный двигатель подвергается стендовым испытаниям (обкатке) без нагрузки по следующему циклу:
820 – 900 мин–1
2 мин
1000 мин–1
3 мин
1500 мин–1
4 мин
2000 мин–1
5 мин
Во время обкатки отремонтированного двигателя не доводите его работу до максимального режима.

Установив на стенде и запустив двигатель, проверьте следующее:

– нет ли утечки воды или топлива между сопрягаемыми деталями, из соединений трубопроводов и через прокладки;
– нет ли подтекания масла из-под уплотнительного кольца масляного фильтра;
– давление масла;
– установку зажигания;
– частоту вращения на холостом ходу;
– нет ли посторонних стуков.
Если обнаружатся посторонние стуки или неисправности, остановите двигатель, устраните их, а затем продолжите испытания.

При подтекании масла через прокладку между крышкой и головкой цилиндров или через прокладки между масляным картером двигателя, блоком цилиндров и крышками подтяните болты крепления рекомендуемым моментом. Если утечка масла не прекратится, проверьте, правильно ли установлены прокладки и при необходимости замените их.

Так как после ремонта двигатель еще не приработался и трение рабочих поверхностей новых деталей оказывает значительное сопротивление вращению, необходим определенный период приработки.

Указанное в особенности относится к тем двигателям, на которых были заменены поршни, шатунные и коренные подшипники, перешлифованы шейки коленчатого вала, а также отхонингованы цилиндры. Поэтому обкатка двигателя должна всегда заканчиваться на автомобиле, с соблюдением рекомендованных скоростей движения в начале эксплуатации автомобиля.
Проверка двигателя на автомобиле Установите двигатель на автомобиль, тщательно проверьте правильность монтажа.
Дайте поработать двигателю некоторое время, затем проверьте:

– нет ли подтекания охлаждающей жидкости и топлива в соединениях трубопроводов, при необходимости подтяните соединения;
– нет ли подтекания масла;
– обеспечивают ли системы тяг привода карбюратора полное закрытие и открытие заслонок, при необходимости отрегулируйте привод;
– достаточно ли натянут ремень генератора, при необходимости отрегулируйте;
– надежны ли контакты проводов электрооборудования;
– верно ли работают сигнальные лампы на панели приборов.