Правила техники безопасности
©Copyright Забиров. Все права зашищены
Жизненно необходимые правила техники безопасности
Отработавшие газы токсичны! Если необходимо завести двигатель в гараже или другом помещении, обеспечьте хорошую вентиляцию или обязательно откройте ворота.
Приступая к ремонту или обслуживанию электрооборудования, сначала обязательно отсоединяйте провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
При выполнении электросварочных работ отсоединяйте провода от аккумуляторной батареи и генератора, а также колодки с проводами от электронного блока управления двигателем.
При движении накатом не выключайте зажигание, иначе может сработать противоугонное устройство в замке зажигания, блокирующее вал рулевой колонки. Ваш автомобиль может стать неуправляемым!
Бензин, антифриз и незамерзающая жидкость для стеклоомывателей токсичны, поэтому соблюдайте меры предосторожности при заправке автомобиля техническими жидкостями.
В системе выпуска отработавших газов установлен каталитический нейтрализатор. Учтите, что при работе двигателя он нагревается до температуры свыше 600 °С, поэтому во избежание пожара при парковке следите, чтобы под днищем автомобиля не было сухой травы или горючих материалов.
Запрещается эксплуатация автомобиля с горящей сигнальной лампой аварийного падения давления масла: она должна кратковременно (не более 2 с) загораться лишь при пуске двигателя. Это же относится к сигнальной лампе разряда аккумуляторной батареи, так как иногда причиной ее загорания может быть короткое замыкание проводки, приводящее к пожару в моторном отсеке автомобиля.
Запрещается работать под автомобилем, поднятым домкратом. Обязательно подставьте под кузов опоры.
Запрещается курить и пользоваться открытым пламенем при заправке и обслуживании автомобиля.
Запрещается проверять работу генератора, отсоединив провода от аккумуляторной батареи, и работоспособность системы зажигания «на искру».
При подъеме автомобиля домкратом обязательно включите стояночный тормоз и подложите под колеса с противоположной стороны подходящие упоры.
Рекомендации по эксплуатации
Обслуживание и ремонт автомобиля в течение гарантийного срока необходимо проводить только на станциях технического обслуживания с обязательной отметкой о проведении работ в талонах сервисной книжки, иначе вы лишитесь гарантии на автомобиль.
Следует иметь в виду, что даже автомобили одной модели, выпущенные практически одновременно, имеют выраженные индивидуальные особенности поведения на дороге. Использовать полностью скоростные и динамические возможности автомобиля рекомендуется по мере привыкания к нему, постижения его характера и только после прохождения автомобилем первых 3000 км с соблюдением ограничений, указанных в подразделе «Обкатка автомобиля».
Перед поездкой прогрейте двигатель на холостом ходу, поскольку работа непрогретого двигателя на повышенных оборотах уменьшает срок его службы.
При включении стартера рычаг переключения коробки передач должен находиться в нейтральном положении.
Не допускайте работу двигателя при частоте вращения коленчатого вала, при которой стрелка тахометра находится в красной зоне шкалы.
Трогайтесь с места только на первой передаче.
Запрещается начинать движение автомобиля с места «на стартере». Трогаться с места можно только на первой передаче при полностью отпущенном рычаге стояночного тормоза, плавно отпуская педаль сцепления.
Не превышайте нормы грузоподъемности, указанные в технической характеристике автомобиля: перегрузка приводит к повышенному износу шин и деталей подвески, к потере курсовой устойчивости.
Не допускайте движения по дорогам с низким качеством покрытия на повышенных скоростях. «Пробои» подвески, которыми, как правило, сопровождается движение в таких режимах, приводят к повреждению и деформации узлов ходовой части автомобиля. При этом также могут возникать повреждения и деформации кузова.
Регулярно проверяйте давление воздуха в шинах: пониженное давление приводит к интенсивному износу шин. Разница давления в шинах 0,2–0,3 атм приводит к ухудшению управляемости автомобиля.
Автомобили, оснащенные каталитическим нейтрализатором отработавших газов, нельзя заправлять этилированным бензином — это приведет к быстрому выходу нейтрализатора из строя.
Регулярно проверяйте состояние защитных чехлов шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов), шаровых опор, шарниров рулевых тяг. Поврежденные чехлы надо заменить, поскольку вода и грязь быстро выведут механизмы из строя.
Для заправки используйте горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости, рекомендованные заводом-изготовителем.
Регулярно проверяйте состояние клемм аккумуляторной батареи и крепление проводов на них. Ослабленное крепление или окисление клемм может вывести из строя электронные приборы автомобиля.
Запомните, что клеммы аккумуляторной батареи разного диаметра: положительная клемма больше отрицательной. Следите, чтобы провода были подсоединены в соответствии с указанной на их наконечниках и клеммах полярностью.
При заряде аккумуляторной батареи непосредственно на автомобиле от внешнего источника тока обязательно отключите ее от генератора (снимите с аккумуляторной батареи клемму «плюс»).
Не нарушайте сроки проведения контрольно-осмотровых и регламентных работ. Все работы проводите в полном объеме. Периодичность выполнения работ указана в разд. 4 «Техническое обслуживание».
Рекомендации по безопасности движения
Стиль вождения и удобство посадки водителя влияют на степень безопасности, поэтому выполняйте следующее:
– обязательно пристегивайтесь ремнем безопасности, даже если управляете автомобилем в городе;
– убедитесь в том, что все пассажиры, даже на задних сиденьях, пристегнуты ремнями безопасности. Пассажиры, не пристегнутые ремнями безопасности, в случае аварии подвергают опасности себя, водителя и других пассажиров;
– для перевозки маленьких детей в возрасте до 12 лет используйте специальные детские кресла, в которых ребенок надежно фиксируется относительно кресла, а кресло — относительно автомобиля;
– отрегулируйте сиденье водителя так, чтобы можно было дотянуться до любого органа управления;
– убедитесь в свободном перемещении всех педалей;
– не садитесь за руль в состоянии опьянения. Употребление алкоголя, наркотиков и некоторых медицинских препаратов негативно сказывается на органах чувств, скорости реакции человека, его водительских способностях и увеличивает риск создания аварийной ситуации и получения травмы;
– не садитесь за руль, если ощущаете усталость. Чаще останавливайтесь для отдыха (не реже чем через каждые 2 ч);
– ведите автомобиль со скоростью, соответствующей интенсивности движения, погодным и дорожным условиям. Помните, что управляемость автомобиля, его тормозные качества в большой степени зависят от сцепления шин с дорожным покрытием. Весьма опасны участки дорог со свежеуложенным асфальтом. На мокрой дороге может возникнуть эффект аквапланирования, в этом случае возможна полная потеря управляемости;
– соблюдайте указания знаков ограничения скорости.
В дальней дороге, особенно если маршрут незнакомый, приходится рассчитывать только на себя и запчасти в багажнике. Ниже приведен полный перечень необходимых запчастей, инструментов и расходных материалов, которые могут пригодиться. Вы можете изменить его по собственным соображениям, уменьшить или увеличить. Но даже если вы совсем не умеете ремонтировать автомобиль, не уменьшайте количество запчастей или инструментов. В экстренной ситуации можно, конечно, остановить проезжающую машину, обратиться на любую автобазу или в придорожный автосервис, но именно этой запасной части или инструмента там может не оказаться, а в магазине запчастей — выходной.
Отправляясь в дальний путь, дополнительно захватите следующее.
1. Дополнительный набор инструментов:
– большой молоток;
– отвертки с плоскими и крестообразным лезвием трех размеров — малые, средние и большие (силовые);
– зубило;
– набор головок от «8» до «32» с удлинителями 125 и 250 мм, воротком, трещоткой и карданом (отечественного, европейского или американского производства);
– ключ для прокачки тормозов и тонкий шланг длиной 15–20 см;
– керн;
– ножовка по металлу;
– напильник с насечкой среднего размера;
– дополнительная монтажная лопатка;
– моток вязальной проволоки;
– кусок плотного картона для изготовления прокладок;
– несколько винтовых хомутов разного диаметра;
– кусок наждачного полотна.
2. Подставка под домкрат — деревянный брусок 40х250х250 мм, подставка (типа «козелок») для работы под автомобилем.
3. Канистра моторного масла (в упаковке 1 или 4 л). Причем на 1000 км пробега для нового, не прошедшего обкатку автомобиля возьмите 4 л, для прошедшего 50 000 км – 1 л, прошедшего 100 000 км – 2 л, с пробегом свыше 100 000 км – 4 л.
4. Канистра охлаждающей жидкости 1 л (зимой – 5 л).
5. Жидкость для доливки в гидроусилитель рулевого управления – 1 л.
6. Масло для доливки в коробку передач – 1 л.
7. Бутылка тормозной жидкости.
8. Тюбик смазки Литол-24.
9. Канистра с бензином – 10 л.
10. Шланг для перелива бензина.
11. Присадка в топливо для повышения октанового числа (из расчета на две полные заправки).
12. Средство для удаления битумных пятен с кузова.
13. Средство для удаления с ветрового стекла налипших насекомых.
14. Специальный набор для ремонта бескамерных шин без разбортовки или герметик для колес.
15. Хотя бы одна щетка стеклоочистителя.
16. Модуль зажигания на один цилиндр.
17. Проверенный термостат.
18. Маслобензостойкий герметик.
19. Ремкомплект для ремонта глушителя.
20. Комплект запасных ламп (половина всех ламп, установленных на автомобиле, за исключением повторяющихся).
21. Новые тормозные колодки (по две штуки для дисковых и барабанных тормозов).
22. Комплект стяжных пружин колодок барабанных тормозов (на один тормозной механизм).
23. Тормозные шланги (на автомобиле есть шланги разных размеров, иметь по одному каждого размера).
24. Пара болтов крепления колес.
25. Коробочка с болтами, гайками и шайбами (по две-три штуки от М5 до М10).
26. Зимой — размораживатель стекол и «жидкий ключ» для замков.
27. Зимой — цепи противоскольжения или мешочек песка.
28. Широкий прозрачный скотч (для ремонта шлангов и разбитых стекол).
29. Фонарь на батарейках или аккумуляторах и запасной комплект батареек к нему.
30. Рулетка (может пригодиться в случае ДТП).
31. Коробка спичек, топорик.
32. Прочная веревка или шнур.
33. Нитяные рабочие перчатки.
34. Что-нибудь из рабочей одежды.
35. Средство для очистки рук.
36. Коврик для работы под машиной.
37. Мягкий карандаш, несколько листов бумаги или блокнот.
Отправляясь в дальний путь
Обкатка автомобиля
Во время обкатки автомобиля (первые 2000–3000 км пробега) происходит интенсивная приработка деталей. От правильной эксплуатации в этот период будет зависеть надежность, долговечность и экономичность вашего автомобиля. Проходить обкатку должен новый автомобиль и автомобиль с замененным (капитально отремонтированным) двигателем.
В период обкатки выполняйте следующие правила эксплуатации автомобиля.
1. Перед каждым выездом проверяйте и при необходимости доводите до нормы давление воздуха в шинах.
2. Не допускайте работы двигателя при повышенной частоте вращения коленчатого вала (стрелка тахометра не должна доходить до желтой зоны шкалы).
3. Своевременно, в соответствии с дорожными условиями переходите на низшую передачу, чтобы избежать нежелательных перегрузок двигателя.
4. Для лучшей приработки тормозных колодок старайтесь избегать резких торможений.
5. По мере возможности избегайте езды по глубокому снегу, песку, грязи.
6. Не меняйте моторное масло, залитое на заводе.
7. Не буксируйте прицеп и по возможности старайтесь избегать буксировки других автомобилей.
8. Применяйте «мягкий» стиль вождения автомобиля, избегая резких разгонов, торможений, маневрирования.
9. Не превышайте даже на спусках скорости движения 100 км/ч.
После обкатки посетите дилерскую станцию технического обслуживания для проведения первого планового ТО. Для того чтобы гарантия продолжала действовать, требуйте от работников СТО занесения отметки о проведении технического обслуживания в талоны сервисной книжки.
Эксплуатация автомобиля в гарантийный период характеризуется двумя основными моментами:
1) периодом обкатки автомобиля (пробег первых 3000 км);
2) возможностью устранения возникающих неисправностей на дилерских станциях за счет завода-изготовителя.
В гарантийный период рекомендуется:
– строго соблюдать правила обкатки автомобиля (см. «Обкатка автомобиля»);
– внимательно изучить гарантийные обязательства завода-изготовителя автомобиля и организации, продавшей вам автомобиль, и строго выполнять условия гарантии со своей стороны;
– в начальный период эксплуатации изучить характерные особенности работы вашего автомобиля в различных режимах (показания приборов в комбинации, шумы при работе агрегатов и при движении автомобиля, особенности пуска двигателя, переключения передач и т.п.), чтобы оперативно выявлять возникающие изменения и грамотно изложить претензии при посещении дилерской станции;
– для экономии вашего времени, если возникающие неисправности не влияют на безопасность эксплуатации автомобиля, устранять их одновременно с проведением технического обслуживания.
Выполняйте техническое обслуживание и ремонт автомобиля в гарантийный период только на аттестованных заводом-изготовителем предприятиях технического обслуживания (СТО), адреса которых приведены в сервисной книжке. Работники СТО обязаны внести в талоны сервисной книжки отметки о прохождении технического обслуживания и гарантийного ремонта с указанием проведенных работ, иначе гарантия на автомобиль аннулируется.
Кроме того, владелец автомобиля лишается гарантийного обслуживания в следующих случаях.
1. Если нарушены указания и требования, изложенные в руководстве по эксплуатации завода-изготовителя.
2. При несоблюдении указанных в сервисной книжке межсервисных пробегов между плановыми техническими обслуживаниями.
3. При повреждении автомобиля в результате дорожно-транспортного происшествия.
4. При самостоятельном снятии и ремонте узлов и агрегатов автомобиля в гарантийный период.
5. При замене стандартных узлов и агрегатов на не предусмотренные конструкцией автомобиля.
6. При установке дополнительного оборудования, не рекомендованного заводом-изготовителем.
7. В случае использования автомобиля на гонках или соревнованиях.
Перед тем как отправиться в дорогу, проверьте техническое состояние автомобиля. Это займет не более 15 мин, зато во время поездки вы будете уверены в исправности систем и агрегатов. Проверку необходимо выполнять даже при ежедневной эксплуатации автомобиля, если вам кажется, что все работает безукоризненно. Часть работ можно выполнить во время прогрева двигателя, сэкономив несколько минут.
1. Обязательно проверьте давление воздуха в шинах и при необходимости доведите его до рекомендованного для данного типа шин. Разница давления в пределах 0,2–0,3 кгс/см2 может ухудшить параметры управляемости, плавность хода автомобиля и привести к нежелательному заносу или сносу при торможении. Из-за пониженного давления в шинах быстрее изнашивается протектор и расходуется больше топлива.
2. Осмотрите место стоянки под автомобилем. Если есть потеки масла или эксплуатационных жидкостей, проверьте герметичность агрегатов и систем автомобиля, по возможности устраните течь до выезда.
3. Обойдите вокруг автомобиля. Проверьте:
– комплектность съемных деталей (щетки стеклоочистителя, наружные зеркала и т.п.);
– целость стекол кузова, рассеивателей фар и фонарей. Не откладывайте замену разбитых рассеивателей. Треснутые стекла кузова заменяйте при первой возможности;
– состояние шин. У радиальных шин мягкие боковины. Шины с номинальным внутренним давлением выглядят приспущенными. Запомните их внешний вид (осадку);
– наличие и состояние номерных знаков.

Предупреждение
Блок-фары, задние фонари и номерные знаки должны быть чистыми.

4. Проверьте уровень масла в картере двигателя и при необходимости долейте масло до нормы.
5. Проверьте уровни тормозной жидкости в бачке главного цилиндра тормоза и охлаждающей жидкости в расширительном бачке. При необходимости долейте жидкости до нормы.
6. Рекомендуем проверить уровень масла в коробке передач и при необходимости долить его.
7. Проверьте работу стояночного тормоза. Для этого, поднимая рычаг до упора, подсчитайте количество щелчков. Если щелчков больше восьми и стояночная тормозная система не удерживает автомобиль на уклоне 25%, стояночный тормоз надо отрегулировать.
8. Проверьте действие звукового сигнала.
9. Проверьте работу блок-фар, задних фонарей и указателей поворота.
10. Перед поездкой обязательно проверьте на неподвижном автомобиле работу тормозной системы, нажав на педаль тормоза. Если педаль без сопротивления «провалилась» до пола, значит, тормозная система неисправна. Эксплуатация такого автомобиля запрещена.

Примечание
Перед дальней поездкой, а также после длительного перерыва в эксплуатации проверьте состояние запасного колеса и укомплектуйте автомобиль инструментами и принадлежностями.

В случае обнаружения неисправности примите решение (с учетом требований Правил дорожного движения) о начале поездки или о ремонте автомобиля.
Подготовка автомобиля к выезду
Эксплуатация автомобиля в гарантийный период
Ваз 2110