©Copyright Забиров. Все права зашищены
Ваз 2110




Коробка передач автомобиля ВАЗ 2105 в основном четырехступенчатый, но вчтречаются и пятиступенчатые. об этом и не только, в сегодняшнем посту.
1 – нижняя крышка;
2 – пробка отверстия для проверки уровня масла;
3 – шестерня II передачи промежуточного
вала;
4 – шестерня III передачи промежуточного вала;
5 – промежуточный вал (блок шестерен);
6 – передний подшипник промежуточного вала;
7 – болт зажимной шайбы;
8 – зажимная шайба переднего подшипника промежуточного вала;
9 – шестерня постоянного зацепления промежуточного вала;
10 – упорная шайба пружины синхронизатора
IV передачи первичного вала;
11 – первичный вал;
12 – передняя крышка;
13 – сальник первичного вала;
14 – задний подшипник первичного вала;
15 – картер сцепления;
16 – картер коробки передач;
17 – сапун;
18 – шестерня постоянного зацепления первичного вала;
19 – игольчатый подшипник переднего конца вторичного вала;
20 – зубчатый венец синхронизатора IV передачи;
21 – скользящая муфта синхронизатора IV и III передач;
22 – блокирующее кольцо синхронизатора III передачи;
23 – пружина синхронизатора III передачи;
24 – шестерня III передачи вторичного вала;
25 – шестерня II передачи вторичного вала;
26 – ступица скользящей муфты синхронизатора I и II передач;
27 – вторичный вал;
28 – шестерня I передачи вторичного вала;
29 – втулка шестерни I передачи вторичного вала;
30 – промежуточный подшипник вторичного вала;
31 – шестерня заднего хода вторичного вала;
32 – стержень рычага переключения передач;
33 – упорная подушка;
34 – упругая втулка;
35 – дистанционная втулка;
36 – запорная втулка;
37 – наружный чехол рычага переключения передач;
38 – внутренний чехол рычага переключения передач;
39 – сферическая шайба шаровой опоры рычага;
40 – рычаг переключения передач;
41 – сальник заднего подшипника вторичного вала;
42 – фланец эластичной муфты карданного вала;
43 – гайка заднего конца вторичного вала;
44 – уплотнитель центрирующего кольца элаастичной муфты карданного вала;
45 – центрирующее кольцо эластичной муфты карданного вала;
46 – задний подшипник вторичного вала;
47 – ведущая шестерня привода спидометра;
48 – привод спидометра;
49 – задняя крышка коробки передач;
50 – вилка включения заднего хода;
51 – промежуточная шестерня заднего хода;
52 – шестерня заднего хода промежуточного вала;
53 – ось промежуточной шестерни заднего хода;
54 – шестерня I передачи промежуточного вала;
55 – магнит;
56 – магнитная пробка
Привод переключения передач
1 – вилка включения заднего хода;
2 – оттяжная пружина рычага переключения передач;
3 – направляющая чашка рычага;
4 – шаровая опора рычага;
5 – рычаг переключения передач;
6 – сферическая шайба;
7 – пружина рычага;
8 – стопорное кольцо;
9 – запорная втулка демпфера;
10 – упругие втулки демпфера;
11 – дистанционная втулка демпфера;
12 – упорная подушка демпфера;
13 – стержень рычага переключения передач;
14 – вилка выключения III и IV передач;
15 – вилка включения I и II передач;
16 – шток вилки включения I и II передач;
17 – шток вилки включения III и IV передач;
18 – шток вилки включения заднего хода;
19 – блокировочные сухари;
20 – крышка фиксаторов;
21 – втулка;
22 – пружина фиксатора;
23 – шарик фиксатора;
24 – задняя крышка коробки передач;
25 – включатель фонаря заднего хода;
26 – дистанционная втулка штока вилки заднего хода
На автомобиле устанавливается в основном четырехступенчатая коробка передач (см. рис. Коробка передач), а на части автомобилей – пятиступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода.

Четырехступенчатая коробка передач состоит из первичного 11, вторичного 27 и промежуточного 5 валов, картера 16 и механизма переключения передач.

Первичный вал 11 изготовлен как одно целое с шестерней 18 постоянного зацепления. Он вращается на двух шариковых подшипниках, передний запрессован в гнездо торца коленчатого вала, задний подшипник 14 помещен в картере коробки передач и уплотняется сальником 13.
   Вторичный вал 27 установлен в трех подшипниках. Передний игольчатый подшипник 19 установлен в расточке первичного вала, средний подшипник 30 – шариковый, запрессован в гнездо картера 16 коробки передач, задний подшипник 46, размещенный в гнезде задней крышки 49, уплотняется сальником 41. На вторичном валу свободно расположены шестерня 28 первой передачи, шестерня 25 второй передачи, шестерня 24 третьей передачи; они находятся в постоянном зацеплении с одноименными шестернями промежуточного вала.
На переднем конце вторичного вала имеются три шлица, на которых расположена ступица скользящей муфты 21 синхронизатора III и IV передач. Ступица 26 скользящей муфты I и II передач связана с валом аналогично. Шестерня 31 заднего хода крепится на валу шпонкой. На задней шейке вала размещена ведущая шестерня 47 привода спидометра. Фланец 42 эластичной муфты карданного вала насажен на шлицы вала и фиксируется гайкой 43.

Промежуточный вал 5 изготовлен как одно целое с блоком шестерен и опирается на два подшипника; передний подшипник 6 – шариковый, фиксируется на валу шайбой 8 и болтом 7, задний подшипник – роликовый, цилиндрический. На шлицах вала расположена шестерня 52 заднего хода.

Промежуточная шестерня 51 заднего хода свободно вращается на оси 53, запрессованной в отверстиях картера коробки и его задней крышки 49.

Синхронизаторы всех передач имеют одинаковую конструкцию. Каждый из них состоит из ступицы 26, муфты 21, блокирующих колец 22 и пружин 23.

Ступица жестко связана с вторичным валом. На внешних шлицах ступицы расположена скользящая муфта. Блокирующее кольцо своим внутренним венцом соединяется с венцом синхронизатора шестерни какой-либо передачи переднего хода и постоянно поджимается в сторону скользящей муфты.

Переключение передач осуществляется при помощи механического привода, состоящего из трех штоков 16, 17, 18 (см. рис. Привод переключения передач), на которых закреплены вилки 14, 15, 1, входящие в выточки скользящих муфт синхронизаторов передач переднего хода. А вилка 1 входит в кольцевую выточку промежуточной шестерни заднего хода.

Пятиступенчатая коробка передач изготовлена на базе четырехступенчатой. Пятая передача расположена в полости задней крышки 24 (см. рис. Задняя часть пятиступенчатой коробки передач), форма которой в связи с этим изменена. На задней части вторичного вала 1 одной шпонкой крепятся ведомая шестерня 2 заднего хода и ступица 3 муфты синхронизатора V передачи.

Шестерня 8 пятой передачи вращается на втулке 10. Привод пятая ступень получает от блока 23 шестерен, который насажен на шлицы промежуточного вала 25 и крепится на них болтом 22. Дополнительной опорой для блока шестерен является роликовый цилиндрический подшипник 21.
Возможные неисправности, их причины и методы устранения
ПРИЧИНА
МЕТОД УСТРАНЕНИЯ
Шум в коробке передач
Шум подшипников        
       Замените дефектные подшипники
Износ зубьев шестерен и синхронизаторов        
Замените изношенные детали
Недостаточный уровень масла в коробке передач        
Долейте масло. При необходимости устраните причины утечки масла
Осевое перемещение валов        
Замените детали, фиксирующие подшипники, или сами подшипники
Затрудненное переключение передач
Неполное выключение сцепления        
       См. подраздел 5.1.1
Заедание сферического шарнира рычага переключения передач        
Зачистите сопрягающиеся поверхности сферического шарнира
Деформация рычага переключения передач        
Устраните деформацию или замените рычаг новым
Тугое движение штоков вилок (заусенцы, загрязнение гнезд штоков, заклинивание блокировочных сухарей)        
       Отремонтируйте или замените изношенные детали
Тугое движение скользящей муфты на ступице при загрязнении шлицев        
Очистите детали
Деформация вилок переключения передач        
Выправьте вилки, при необходимости замените их
Самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач
Износ шариков и гнезд штоков, потеря упругости пружин фиксаторов        
       Замените поврежденные детали новыми
Износ блокирующих колец синхронизатора        
Замените блокирующие кольца
Поломка пружины синхронизатора        
Замените пружину
Износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора        
Замените муфту или шестерню
Утечка масла
Износ сальников первичного и вторичного валов
Замените сальники
Ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок        
Подтяните гайки (момент указан в приложении) или замените уплотнительные прокладки
Ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач        
Подтяните гайки
Снятие и установка коробки передач автомобиля ВАЗ 2105

Эластичная муфта соединения карданного вала с коробкой передач
1 – болты крепления фланца карданного вала к эластичной муфте;

2 – гайки болтов крепления фланца вторичного вала коробки передач к эластичной муфте;

3 – приспособление А.70025;

4 – эластичная муфта;

5 – поперечина задней подвески двигателя


Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установите автомобиль над смотровой канавой или на подъемник, поставьте упоры под передние колеса и вывесьте задний мост с одной или с двух сторон.
2. Отпустите стояночный тормоз и установите рычаг переключения передач в нейтральное положение.
3. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи.
4. Снимите передний коврик пола и наружный чехол рычага переключения передач, затем снимите пластмассовую крышку и уплотнитель.
5. Нажмите вниз на стержень 32 (см. рис. Коробка передач) рычага и отверткой или каким-либо другим заостренным инструментом выньте запорную втулку 36 из канавки на стержне рычага и снимите стержень.
6. Отсоедините подвеску труб и глушителей в задней части автомобиля, а затем трубу глушителей от приемной трубы.
7. Отсоедините хомут крепления приемной трубы к коробке передач.
8. Ключом 02.7812.9500 отверните гайки крепления приемной трубы глушителей к выпускному коллектору и снимите трубу вниз.
9. Отверните нижние болты крепления крышки картера сцепления.
10. Отсоедините провод соединения с “массой” от картера сцепления и провода от выключателя фонаря заднего хода.
11. Отцепите оттяжную пружину 1 от вилки 5 выключения сцепления и снимите шплинт 4 с толкателя 6. Отсоедините рабочий цилиндр 8 от картера сцепления. При этом цилиндр 8, соединенный с трубопроводом, идущим к главному цилиндру привода выключения сцепления, остается на автомобиле, что исключает потерю тормозной жидкости и необходимость последующей прокачки гидравлического привода выключения сцепления (2 – контргайка, 3 – регулировочная гайка тяги, 7 – болт крепления рабочего цилиндра к картеру сцепления).
12. Снимите кронштейн безопасности карданного вала. Отсоедините гибкий вал спидометра от привода спидометра.
13. Наденьте на эластичную муфту 4 (см. рис. Эластичная муфта соединения карданного вала с коробкой передач) хомут А.70025 и затяните его. Это облегчит снятие и последующую установку эластичной муфты.
14. Отверните гайки 2 и, прокручивая карданный вал, удалите болты крепления эластичной муфты 4 к фланцу вторичного вала коробки передач (см. рис. Эластичная муфта соединения карданного вала с коробкой передач). Опустите и отведите в сторону передний карданный вал с муфтой.
15. Отверните шарнирным торцевым ключом 02.7812.9500 болты крепления стартера к картеру сцепления и снимите его.
16. Отверните болты крепления крышки картера сцепления.
17. Отсоедините опору задней подвески двигателя от поперечины, а затем снимите поперечину, поддерживая коробку передач снизу.
18. Поставьте под картер коробки передач специальную подставку на гидравлическом подъемнике. Шарнирным торцевым ключом А.55035 отверните болты крепления и снимите коробку передач вместе с картером сцепления, сместив ее к задней части автомобиля так, чтобы извлечь первичный вал коробки передач из переднего подшипника и из ступицы ведомого диска сцепления.
19. Установка коробки передач производится в порядке, обратном снятию.
20. Перед установкой нанесите тонкий слой смазки ЛСЦ-15 (ЛИТОЛ-24) на шлицевой конец первичного вала и отцентрируйте оправкой А.70081 ведомый диск сцепления (см. рис. Центрирование ведомого диска сцепления с помощью оправки А.70081).
Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ 2105

Снятие фланца эластичной муфты съемником А.40005/3/9B/9С
1 – фланец эластичной муфты;

2 – болты крепления приспособления к фланцу;

3 – планка 9С съемника А.40005/3;

4 – съемник А.40005/3
Внутренний вид картера сцепления
Красными стрелками указаны гайки крепления картера сцепления к коробке передач.

Белой стрелкой указано отверстие в передней крышке для выпуска масла из картера коробки передач, чтобы не происходило замасливание дисков сцепления.
Внутренний вид задней крышки коробки передач

1 – винт с ушком крепления оттяжной пружины рычага переключения передач;

2 – оттяжная пружина рычага;

3 – рычаг переключения передач;

4 – винт ограничения поперечного хода рычага.

Стрелкой указано направление, в котором нужно переместить рычаг, чтобы вывести его из зацепления с головками штоков переключения передач и снять заднюю крышку коробки передач.
Детали первичного вала

1 – стопорное кольцо;
2 – пружинная шайба;
3 – подшипник;

4 – первичный вал;        
5 – пружина синхронизатора;
6 – блокирующее кольцо синхронизатора;
7 – стопорное кольцо;
8 – подшипник

Детали вторичного вала
1 – стопорное кольцо;
2 – пружинная шайба;
3 – ступица синхронизатора;
4 – муфта синхронизатора;
5 – стопорное кольцо;
6 – блокирующее кольцо синхронизатора;
7 – пружина синхронизатора;
8 – шайба;
9 – шестерня III передачи;
10 – вторичный вал;
11 – шестерня II передачи;
12 – шайба;
13 – пружина синхронизатора;
14 – блокирующее кольцо;
15 – стопорное кольцо;
16 – ступица синхронизатора;
17 – муфта синхронизатора;
18 – стопорное кольцо;        

19 – блокирующее кольцо синхронизатора;
20 – пружина синхронизатора;
21 – шайба;
22 – шестерня I передачи;
23 – втулка шестерни I передачи;
24 – подшипник;
25 – шестерня заднего хода;
26 – пружинная шайба;
27 – стопорное кольцо;
28 – шестерня привода спидометра;
29 – задний подшипник;
30 – сальник;
31 – фланец эластичной муфты;
32 – гайка;
33 – уплотнитель;
34 – центрирующее кольцо;
35 – стопорное кольцо

Детали рычага переключения передач

1 – болт оттяжной пружины;
2 – шайба;
3 – оттяжная пружина;
4 – прокладка;
5 – направляющая чашка;
6 – прокладка;
7 – шайба;
8 – ограничительный болт;
9 – рычаг переключения передач;
10 – шаровая опора;
11 – сферическая шайба;
12 – пружина;
13 – опорная шайба;
14 – стопорное кольцо;        

15 – прокладка;
16 – фланец;
17 – пружинная шайба;
18 – гайка;
19 – манжета;
20 – внутренний чехол;
21 – стержень рычага;
22 – колпачок;
23 – упорная подушка;
24 – упругая втулка;
25 – дистанционная втулка;
26 – упругая втулка;
27 – запорная втулка
Разборка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Промойте коробку передач и установите ее на стенде.
2. Слейте масло и снимите нижнюю крышку с прокладкой.
3. Снимите вилку привода выключения сцепления, а с направляющей втулки передней крышки коробки передач – муфту в сборе с подшипником и соединительной пружиной.
4. Снимите картер сцепления с прокладкой и передней крышкой коробки передач, вместе с сальником и пружинной шайбой (см. рис. Внутренний вид картера сцепления).
5. Снимите привод спидометра с прокладкой и выключатель фонаря заднего хода, соблюдая осторожность, чтобы не деформировать его корпус.
6. Выверните болт крепления вилки переключения III и IV передач.
7. Установите на первичный вал фиксатор 41.7816.4068 или одновременно включите две передачи. Это предотвратит проворачивание первичного, вторичного и промежуточного валов и позволит выполнить последующие операции по разборке.
8. Снимите стопорное кольцо с конца вторичного вала коробки передач.
9. Разогнув стопорную шайбу, отверните гайку на несколько оборотов, чтобы сдвинуть центрирующее кольцо эластичной муфты, и снова заверните гайку.
10. Выталкивателем А.40006/1 со съемником А.40005/4 снимите с конца вторичного вала центрирующее кольцо эластичной муфты карданного вала.
11. Снимите с конца вторичного вала уплотнитель центрирующего кольца эластичной муфты, отверните гайку и съемником А.4005/3/9B/9С снимите фланец эластичной муфты (см. рис. Снятие фланца эластичной муфты съемником А.40005/3/9B/9С).
12. Снимите заднюю крышку коробки передач, отвернув гайки ее крепления и винт 4 (см. рис. Внутренний вид задней крышки коробки передач) ограничения поперечного хода рычага, а также передвинув влево рычаг переключения передач, чтобы освободить его от штоков включения передач.
13. Снимите со вторичного вала задний подшипник. Снимите ведущую шестерню привода спидометра.
14. Снимите со штока включения заднего хода вилку с дистанционной втулкой, а с оси – промежуточную шестерню заднего хода.
15. Снимите стопорное кольцо ведущей шестерни заднего хода с промежуточного вала; снимите шестерню и пружинную шайбу.
16. Снимите стопорное кольцо ведомой шестерни заднего хода со вторичного вала, прижимая оправкой 41.7816.4069 пружинную шайбу, чтобы снять нагрузку со стопорного кольца.
17. Снимите ведомую шестерню заднего хода и пружинную шайбу.
18. С помощью фигурных оправок (типа отверток) и стержневых выколоток выньте из картера коробки переда передний и задний подшипники промежуточного вала. На внутренних кольцах двухрядного переднего подшипника нанесите метки, по которым эти кольца устанавливайте на прежние места в наружном кольце подшипника.
19. Выньте из картера коробки передач промежуточный вал, наклоняя его, как показано на рисунке.
20. Снимите крышку 20 (см. рис. Привод переключения передач) фиксаторов штоков вместе с прокладкой, выньте пружины и шарики фиксаторов. Выньте из картера коробки передач шток 18 заднего хода, шток 17 вилки переключения III и IV передач.
21. Отверните болт крепления вилки I и II передач, выньте шток и вилки.
22. Вынимая штоки, одновременно удалите три блокировочных сухаря 19.
23. Снимите стопорную пластину промежуточного подшипника вторичного вала и ось промежуточной шестерни заднего хода. Стрелкой показано направление ударного хода обоймы отвертки; пользоваться молотком.
24. С помощью оправок (типа отверток) выньте первичный вал вместе с подшипником и кольцом синхронизатора и снимите игольчатый подшипник с переднего конца вторичного вала.
25. Выбейте из промежуточного подшипника вторичный вал, выньте промежуточный подшипник и, наклонив, как показано на рисунке, извлеките из картера вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами и кольцами синхронизатора.
26. Снимите с вала муфту синхронизатора III и IV передач.
27. Разберите первичный вал (см. рис. Детали первичного вала). Для этого снимите стопорное кольцо 7, блокирующее кольцо 6 и пружину 5 синхронизатора.
28. Установите вал на пресс и, сжав оправкой 41.7816.4069 пружинную шайбу 2, снимите стопорное кольцо 1, затем пружинную шайбу и подшипник 3.
29. Разберите вторичный вал (см. рис. Детали вторичного вала). Для этого снимите с задней стороны вала шестерню 22 передачи с втулкой 23, ступицу 16 со скользящей муфтой переключения I и II передач, шестерню 11 II передачи вместе с блокирующим кольцом 14 синхронизатора.
30. Установите вторичный вал с оправкой 41.7816.4069 (1) на пресс, подложите под шестерню III передачи опорные полукольца (3), и, нажимая оправкой на пружинную шайбу, снимите стопорное кольцо (2), затем пружинную шайбу (4), ступицу скользящей муфты переключения III и IV передач и шестерню III передачи (5 – шток пресса).
31. Разберите рычаг переключения передач и заднюю крышку, снимите чехол 20 (см. рис. Детали рычага переключения передач) рычага, затем стопорное кольцо 14, шайбу 13, пружину 12 и сферическую шайбу 11.
32. Отсоедините оттяжную пружину 3 рычага от ушка болта 1.
33. Снимите манжету 19, отверните гайки крепления фланца 16 и снимите рычаг вместе с фланцем, опорой 10 и чашкой 5.
Сборка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Сборка коробки передач проводится в последовательности, обратной разборке.
2. При этом учтите, что пружина 22 (см. рис. Привод переключения передач) шарика фиксатора штока вилки заднего хода отличается от других упругостью, она окрашена в зеленый цвет или имеет кадмиевое покрытие.
3. При установке картера сцепления с передней крышкой коробки передач отверстие в передней крышке должно быть расположено так, как показано на рисунке Внутренний вид картера сцепления.
4. Перед установкой рабочую поверхность сальников покройте смазкой ЛИТОЛ-24.
5. При сборке вторичного и промежуточного валов пользуйтесь оправками 41.7853.4028, 41.7853.4032, 41.7853.4039.
       6. При установке стопорного кольца шестерни заднего хода используйте оправку 41.7816.4069 (2), как показано на рисунке (1 – запорное кольцо, 3 – пружинная шайба, 4 – шестерня заднего хода вторичного вала).