©Copyright (2014-2018) Забиров. Все права зашищены
Ваз 2110




Генератор автомобиля ВАЗ 2105
На автомобилях ВАЗ 2105 применяется трехфазный генератор переменного тока типа 37.3701 со встроенным выпрямительным блоком и микроэлектронным регулятором напряжения.
а – регулятор напряжения и щеточный узел у генераторов выпуска с 1996 г.;
1 – крышка генератора со стороны контактных колец;
2 – болт крепления выпрямительного блока;
3 – контактные кольца;
4 – шариковый подшипник вала ротора со стороны контактных колец;
5 – конденсатор 2,2 мкФ±20% для подавления радиопомех;
6 – вал ротора;
7 – провод общего вывода дополнительных диодов;
8 – зажим “30” генератора для подключения потребителей;
9 – штекер “61” генератора (общий вывод дополнительных диодов);
10 – провод вывода “Б” регулятора напряжения;
11 – щетка, соединенная с выводом “В” регулятора напряжения;
12 – регулятор напряжения;
13 – щетка, соединенная с выводом “Ш” регулятора напряжения;
14 – шпилька для крепления генератора к натяжному устройству;
15 – крышка генератора со стороны привода;
16 – крыльчатка вентилятора со шкивом привода генератора;
17– полюсный наконечник ротора;
18 – шайбы крепления подшипника;
19 – дистанционное кольцо;
20 – шариковый подшипник вала ротора со стороны привода;
21 – стальная втулка;
22 – обмотка ротора (обмотка возбуждения);
23 – сердечник статора;
24 – обмотка статора;
25 – выпрямительный блок;
26 – стяжной болт генератора;
27 – буферная втулка;
28 – втулка;
29 – поджимная втулка;
30 – отрицательный диод;
31 – изолирующая пластина;
32 – фазный вывод обмотки статора;
33 – положительный диод;
34 – дополнительный диод;
35 – держатель положительных диодов;
36 – изолирующие втулки;
37 – держатель отрицательных диодов;
38 – вывод “В” регулятора напряжения;
39 – щеткодержатель
Возможные неисправности генератора ВАЗ 2105, их причины и методы устранения
ПРИЧИНА
МЕТОД УСТРАНЕНИЯ
Стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы
Проскальзывание ремня привода генератора        
Отрегулируйте натяжение ремня
Обрыв в цепи питания обмотки возбуждения        
Восстановите соединения
*Обрыв в цепи подачи напряжения от вывода “30” к штекеру “15” генератора        
Восстановите соединения, проверьте предохранитель “10”
Поврежден регулятор напряжения генератора        
Замените регулятор
*Замыкание между винтом крепления щеткодержателя и шиной щетки, присоединяемой к выводу “В”регулятора        
Устраните замыкание или замените пластмассовое основание щеткодержателя
Износ или зависание щеток генератора, окисление контактных колец        
Замените щеткодержатель со щетками, протрите кольца салфеткой, смоченной в бензине
Обрыв или короткое замыкание на массу обмотки возбуждения генератора        
Замените ротор
Короткое замыкание или обрыв в одном или нескольких диодах выпрямительного блока        
Замените выпрямительный блок генератора
Обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора        
Замените статор
** Обрыв или короткое замыкание в дополнительных диодах выпрямительного блока        
Замените поврежденные диоды или выпрямительный блок
Контрольная лампа не горит. Стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы**
Перегорела контрольная лампа        
Замените лампу
Обрыв в цепи между выводом “30” и штекером “61” генератора        
Восстановите соединения, проверьте предохранитель “10”
Нет контакта между выводами “В” и “Ш” регулятора напряжения и выводами щеток (у генераторов выпуска до 1996 г.)        
Зачистите выводы “В” и “Ш” регулятора напряжения и выводы щеток, подогните выводы регулятора
Отсоединился провод от вывода “В” щеткодержателя        
Присоедините провод
Стрелка вольтметра находится в красной зоне в конце шкалы
Поврежден регулятор напряжения (короткое замыкание между выводом “Ш” и массой)        
Замените регулятор напряжения
* Замыкание между винтом крепления щеткодержателя и шиной щетки, присоединяемой к выводу “Ш” регулятора
Устраните замыкание или замените пластмассовое основание щеткодержателя
Повышенная шумность генератора
Ослаблена гайка шкива генератора        
Подтяните гайку
Повреждены подшипники генератора        
Замените подшипники
Межвитковое замыкание обмотки статора (вой генератора)        
Замените статор
Скрип щеток        
Протрите щетки и контактные кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине
Максимальная сила тока отдачи при 13 В и частоте вращения ротора 5000 мин–1, А        
55 (45 *)
Пределы регулируемого напряжения, В        
14,1 ± 0,5
Максимальная частота вращения
ротора, мин–1        
13000
Передаточное отношение двигатель-генератор        
1:2,04
Техническая характеристика генератора автомобиля ваз 2105
* Для генератора Г-222.

С 1988 г. на автомобилях ВАЗ-2105, 2104 устанавливается генератор 37.3701 (см. рис. Генератор 37.3701).

Схема соединений этого генератора дана в подразделе 12.15. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к клемме “В” регулятора через контрольную лампу 11. После запуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов 3, установленных на выпрямительном блоке. При этом ток через контрольную лампу не проходит и она не горит. Управляющее напряжение подается на вывод “Б” регулятора непосредственно от клеммы “30” генератора. Вывод “Ш” регулятора маркировки не имеет. С ним соединяется щетка 13 (см. рис. Генератор 37.3701). Напряжение в бортовой сети автомобиля контролируется вольтметром 12 (см. подраздел 12.15).

С 1996 г. у генератора 37.3701 изменено устройство регулятора напряжения и щеткодержателя. Теперь регулятор напряжения размещен в металлическом корпусе и приклепан к щеткодержателю (см. фрагмент “а” на рис. Генератор 37.3701), т.е. образует с ним неразборный узел. У нового регулятора напряжения отсутствует вывод “Б” и напряжение подается только к выводу “В”. По своим характеристикам прежний и новый регуляторы напряжения одинаковы и в сборе со щеткодержателем взаимозаменяемы.

До 1988 г. применялся генератор Г-222. Он отличался от генератора 37.3701 данными обмоток ротора и статора, регулятором напряжения и щеточным узлом, а также конструкцией выпрямительного блока. Схема соединений генератора Г-222 дана в подразделе 12.16.

В 1985 г. было аннулировано реле контрольной лампы 11, а из жгутов проводов были удалены провода, присоединявшиеся к реле и контрольной лампе. На этих автомобилях напряжение в бортовой сети автомобиля контролировалось только вольтметром 12.

На автомобилях с генератором Г-222 в схеме с контрольной лампой заряда должна применяться комбинация приборов, у которой один конец контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи соединен с массой. Такие комбинации приборов устанавливались на автомобили до 1988 г.
Контрольные проверки генератора

Схема соединений для проверки генератора 37.3701 на стенде
1 – генератор;
2 – контрольная лампа 12 В, 3 Вт;
3 – вольтметр;
4 – амперметр;        5 – реостат;
6 – выключатель;
7 – аккумуляторная батарея
Предупреждение
“Минус” аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а “плюс” – подключаться к зажиму «30» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через диоды выпрямительного блока генератора и они повредятся.

Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызывает возникновение импульсов повышенного напряжения на зажиме “30” генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.

Запрещается проверка работоспособности генератора “на искру” даже кратковременным соединением зажима “30” генератора с массой. При этом через вентили протекает значительный ток и они повреждаются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра.

Диоды выпрямительного блока генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегомметром, так как он имеет слишком высокое для диодов напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание).

Запрещается проверка электропроводки автомобиля мегомметром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора.

Проверять сопротивление изоляции обмотки статора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от выпрямительного блока выводами фазных обмоток.

При электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединять провода от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи.

Проверка на стенде позволяет определить исправность генератора и соответствие его характеристик номинальным. У проверяемого генератора щетки должны быть хорошо притерты к контактным кольцам коллектора, а сами кольца чистыми.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установите генератор на стенд и выполните соединения как указано на схеме. У генератора Г-222 штекер “15” соединяется напрямую с выводом “30” генератора.
2. Включите электродвигатель стенда, реостатом 5 установите напряжение на выходе генератора 13 В и доведите частоту вращения ротора до 5000 мин–1.
3. Дайте генератору поработать на этом режиме не менее 10 мин, а затем замерьте силу тока отдачи. У исправного генератора она должна быть не менее 55 А (45 А у генератора Г-222).
4. Если замеренная величина отдаваемого тока меньше, то это говорит о неисправностях в обмотках статора и ротора, о повреждении диодов выпрямительного блока. В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и диодов, чтобы определить место неисправности.
5. Напряжение на выходе генератора проверяется при частоте вращения ротора 5000 мин–1. Реостатом 5 установите ток отдачи 15 А и замерьте напряжение на выходе генератора, которое должно быть 14,1±0,5 В при температуре окружающего воздуха и генератора 25±10° С.
6. Если напряжение не укладывается в указанные пределы, то замените регулятор напряжения новым, заведомо исправным, и повторите проверку.
7. Если напряжение будет нормальным, то, следовательно, старый регулятор напряжения поврежден и его необходимо заменить. А если напряжение по-прежнему не будет укладываться в указанные выше пределы, то необходимо проверить обмотки и диоды генератора.
Ремонт генератора автомобиля ваз 2105 самому

Детали генератора 37.3701
1 – регулятор напряжения в сборе с щеткодержателем у генераторов выпуска
с 1996 г.;
2 – регулятор напряжения и
щеткодержатель у генераторов выпуска до 1996 г.;
3 – колодка вывода дополнительных диодов;
4 – изолирующие втулки;
5 – выпрямительный блок;
6 – контактный болт;
7 — статор;
8 — ротор;
9 – дистанционная втулка;        10 – внутренняя шайба крепления подшипника;
11 – крышка со стороны привода;
12 – шкив;
13 – наружная шайба крепления подшипника;
14 – стяжной болт;
15 – передний шарикоподшипник ротора;
16 – втулка;
17 – крышка со стороны контактных колец;
18 – буферная втулка;
19 – поджимная втулка;
20 – конденсатор
Детали передней части генератора Г-222


1 – кожух;
2 – регулятор напряжения;
3 – основание;
4 – щеткодержатель со щетками;
5 – крышка генератора со стороны контактных колец;        6 – колодка штекера центрального вывода обмотки статора;
7 – вывод “15” генератора (вывод “Б” регулятора напряжения)
В комплект приспособления 67.7823.9504 входит обычный съемник и захват. Последний состоит из двух стальных полуколец, которые вкладывают в ручей шкива. Полукольца имеют такое же сечение, как и ремень привода генератора. С одной стороны они соединены шарнирно, а с другой снабжены рычагами, которые сжимаются одной рукой при снятии шкива.

ГЕНЕРАТОР 37.3701

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Очистите и продуйте генератор сжатым воздухом.
2. Застопорьте шкив генератора захватом, входящим в комплект приспособления 67.7823.9504, отверните гайку крепления шкива и съемником спрессуйте шкив. Снимите шпонку и коническую шайбу шкива.
3. Отсоедините провод от штекера «В» регулятора напряжения.
4. Отсоедините провода регулятора и конденсатора от клеммы “30” генератора и отверните винты крепления регулятора напряжения.
5. У генераторов выпуска до 1996 г., чтобы не сломать щетки при снятии щеткодержателя, вставьте лезвие отвертки между корпусом регулятора 2 (см. рис. Детали генератора 37.3701) и щеткодержателем и частично выдвиньте регулятор из генератора, оставив на месте щеткодержатель.
6. После этого наклоните и извлеките регулятор совместно со щеткодержателем из генератора. Снимите конденсатор 20, отвернув винт крепления.
7. Отверните гайки стяжных болтов 14 и снимите крышку 11 генератора и ротор 8. Отверните гайки винтов, соединяющих наконечники диодов с выводами обмотки статора и извлеките статор 7 из крышки 17 генератора.
8. Отверните гайку контактного болта 6, отсоедините от колодки 3 штекер провода дополнительных диодов и снимите выпрямительный блок 5.

ГЕНЕРАТОР Г-222


1. Генератор Г-222 разбирается в таком же порядке. Для снятия регулятора напряжения надо отвернуть винты крепления и снять кожух 1 (см. рис. Детали передней части генератора Г-222) в сборе с регулятором 2, основанием 3 и щеткодержателем 4.
2. Затем, отвернув винты, разъединить регулятор, основание и щеткодержатель со щетками.
3. Дальше разборка генератора Г-222 аналогична разборке генератора 37.3701.