Двигатель автомобиля ВАЗ 2170 (Priora)
©Copyright Забиров. Все права зашищены
Особенности конструкции


Продольный разрез двигателя ВАЗ-21126: 1 – масляный насос; 2 – шкив привода генератора; 3 – шатун; 4 – поршневой палец; 5 – ремень привода газораспределительного механизма; 6 – крышка газораспределительного механизма; 7 – шкив распределительного вала; 8 – впускной коллектор; 9 – свечной колодец; 10 – крышка маслоналивной горловины; 11 – термостат; 12 – маховик; 13 – форсунка охлаждения днища поршня; 14 – маслоприемник; 15 – коленчатый вал
На автомобиль ВАЗ-2170 Lada Priora устанавливают двигатель ВАЗ-21126  созданный на базе двигателя ВАЗ-2112. Увеличение рабочего объема двигателя мод. 21126 до 1,6 л по сравнению с рабочим объемом мод. 2112 достигнуто за счет увеличения хода поршня при неизменном диаметре цилиндра.
Поперечный разрез двигателя ВАЗ-21126: 1 – пробка сливного отверстия; 2 – масляный картер; 3 – масляный фильтр; 4 – водяной насос; 5 – катколлектор; 6 – выпускной клапан; 7 – пружина клапана; 8 – распределительный вал выпускных клапанов; 9 – впускной коллектор; 10 – крышка головки блока цилиндров; 11 – распределительный вал впускных клапанов; 12 – гидравлический толкатель клапана; 13 – корпус подшипников распределительных валов; 14 – топливная рампа; 15 – форсунка; 16 – направляющая втулка клапана; 17 – впускной клапан; 18 – прокладка головки блока цилиндров; 19 – компрессионные кольца; 20 – маслосъемное кольцо; 21 – поршневой палец; 22 – шатун; 23 – блок цилиндров; 24 – крышка шатуна; 25 – маслоприемник
Блок цилиндров отлит из специального высокопрочного чугуна, что придает конструкции двигателя жесткость и прочность.
Протоки для охлаждающей жидкости, образующие рубашку охлаждения, выполнены по всей высоте блока, это улучшает охлаждение поршней и уменьшает деформацию блока от неравномерного перегрева. Рубашка охлаждения открыта в верхней части в сторону головки блока. В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала, крышки которых прикреплены болтами. В опорах установлены тонкостенные сталеалюминиевые вкладыши, выполняющие функцию подшипников коленчатого вала. В средней опоре выполнены проточки, в которые вставлены упорные полукольца, удерживающие коленчатый вал от осевых перемещений.
По сравнению с блоком цилиндров двигателя мод. 2112 блок цилиндров мод. 21126 выше на 2,3 мм, высота от оси постелей коренных подшипников до верхней поверхности блока составляет 197,1 мм.

Коленчатый вал отлит из специального высокопрочного чугуна. Коренные и шатунные шейки вала прошлифованы. Для смазки шатунных вкладышей в коленчатом валу просверлены масляные каналы, закрытые заглушками. Для уменьшения вибрации служат восемь противовесов, расположенные на коленчатом валу. Радиус кривошипа коленчатого вала двигателя мод. 21126 на 2,3 мм больше, чем у двигателя мод. 2112, за счет чего ход поршня увеличился с 71 до 75,6 мм. Для различия валов на одном из противовесов коленчатого вала двигателя ВАЗ-21126 отлита маркировка «11183».
На переднем конце коленчатого вала установлены масляный насос, зубчатый шкив ремня привода распределительных валов и шкив привода генератора со встроенным демпфером крутильных колебаний. На заднем конце коленчатого вала расположен маховик, отлитый из чугуна. На маховик напрессован стальной зубчатый обод.

Шатуны стальные, кованые, с крышками на нижних головках. Крышки шатунов изготовлены методом отрыва от цельного шатуна. Этим достигается более высокая точность установки крышки на шатун. В нижнюю головку шатуна установлены тонкостенные вкладыши, в верхнюю головку запрессована сталебронзовая втулка.

Поршни отлиты из алюминиевого сплава. На каждом из них установлены три кольца: два верхние компрессионные и нижнее маслосъемное. Днище поршней плоское, с четырьмя углублениями под клапаны, причем на поршнях двигателя мод. 21126 углубления увеличены по сравнению с углублениями двигателя 2112. Поршни охлаждаются маслом, для чего в опорах коренных подшипников установлены специальные форсунки. Они представляют собой трубки, в которых находятся подпружиненные шарики. Во время работы двигателя шарики открывают отверстия в трубках и струя масла попадает на поршень снизу.
В двигателе мод. 21126 применен комплект «поршень–поршневые кольца–поршневой палец–шатун» уменьшенной массы (масса поршня снижена с 350 до 235 г, поршневого пальца — со 113 до 65 г, шатуна — с 707 до 485 г, всего комплекта — на 32%).

Масляный картер стальной, штампованный, прикреплен болтами к блоку цилиндров снизу.

Головка блока, установленная сверху на блок цилиндров, отлита из алюминиевого сплава. В нижней части головки отлиты каналы, по которым циркулирует жидкость, охлаждающая камеры сгорания. В верхней части головки установлены два распределительных вала: один для впускных клапанов, другой — для выпускных. Головка блока цилиндров двигателя мод. 21126 отличается от головки мод. 2112 увеличенной площадью фланцев под впускной трубопровод и выполненными за одно целое с головкой блока стаканами свечных колодцев.

Распределительные валы установлены в опорах, выполненных в верхней части головки блока, и в одном общем корпусе подшипников, закрепленном болтами на головке блока. Распределительные валы отлиты из чугуна. Шкивы распределительных валов двигателя 21126 отличаются от шкивов двигателя 2112 смещенными на 2° метками установки фаз газораспределения.
Для уменьшения износа рабочие поверхности кулачков и поверхности под сальник термообработаны — отбелены. Кулачки распределительных валов через толкатели приводят в действие клапаны. Двигатель 21126 оснащен гидротолкателями клапанов, которые автоматически компенсируют зазоры в приводе клапанов. У этого двигателя в процессе эксплуатации не нужно регулировать зазоры в клапанном механизме. В двигателе по четыре клапана на цилиндр: два впускных и два выпускных.
Направляющие втулки и седла клапанов запрессованы в головку блока. Направляющие втулки, кроме того, снабжены стопорными кольцами, удерживающими их от выпадания. На направляющие втулки установлены маслосъемные колпачки, уменьшающие попадание масла в цилиндры.
На каждом клапане установлено по одной пружине. Распределительные валы приводятся в действие резиновым зубчатым ремнем от коленчатого вала.

Крышка головки блока цилиндров выполнена из алюминия. Стык крышки с головкой блока цилиндров уплотнен прокладкой. Крышка головки блока цилиндров двигателя 21126 отличается от крышки 2112 отсутствием площадки для крепления модуля зажигания и наличием отверстий для крепления индивидуальных катушек зажигания рядом со свечными колодцами.

Система смазки двигателя комбинированная: разбрызгиванием и под давлением. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры распределительных валов. Система состоит из масляного картера, шестеренчатого масляного насоса с маслоприемником, полнопоточного масляного фильтра, датчика давления масла и масляных каналов.

Система охлаждения двигателя состоит из рубашки охлаждения, радиатора с электровентилятором, центробежного водяного насоса, термостата, расширительного бачка и шлангов.
Система питания включает в себя электрический топливный насос, установленный в топливном баке, дроссельный узел, фильтр тонкой очистки топлива, регулятор давления топлива, форсунки, топливные шланги. Отличия элементов системы питания двигателя мод. 21126 от двигателя мод. 2112:
– топливная рампа трубчатой формы без обратного слива топлива изготовлена из нержавеющей стали вместо алюминиевого сплава;
– топливные форсунки уменьшенного размера невзаимозаменяемы с прежними;
– регулятор давления топлива измененной конструкции установлен в модуле топливного насоса, а не на топливной рампе;
– в дроссельном узле отсутствует отверстие, соединяющее воздухоподводящий рукав с модулем впуска в обход дроссельной заслонки. Изменена конфигурация фланца дроссельного узла.
В систему питания функционально входит система улавливания паров топлива с угольным адсорбером (см. «Замена узлов системы улавливания паров топлива»), предотвращающая выход паров топлива в атмосферу.

Система зажигания состоит из индивидуальных катушек зажигания, установленных на крышке головки блока цилиндров, и свечей зажигания. Управляет катушками зажигания электронный блок управления (ЭБУ) двигателем. Установка индивидуальных катушек зажигания вместо модуля зажигания двигателя мод. 2112 позволила отказаться от высоковольтных проводов зажигания и улучшить технические характеристики и надежность системы.
Система вентиляции картера
Система вентиляции картера двигателя: 1 – впускной коллектор; 2 – дроссельный узел; 3 – шланг малого контура системы вентиляции; 4 – воздухоподводящий рукав; 5 – шланг большого контура системы вентиляции; 6 – крышка головки блока цилиндров; 7 – вытяжной шланг; 8 – сепаратор; 9 – маслоотражатель сепаратора-
двигателя закрытая, с отводом картерных газов через сепаратор 8  маслоотделителя, установленного в крышке 6 головки блока цилиндров, во впускную трубу. Далее картерные газы направляются в цилиндры двигателя, где сгорают. При работе двигателя на режиме холостого хода картерные газы поступают по шлангу 3 малого контура через калиброванное отверстие (жиклер) в корпусе дроссельного узла. На этом режиме во впускной трубе создается высокое разрежение и картерные газы эффективно отсасываются в задроссельное пространство. Жиклер ограничивает объем отсасываемых газов, чтобы не нарушалась работа двигателя на холостом ходу. При работе двигателя под нагрузкой, когда дроссельная заслонка частично или полностью открыта, основной объем газов проходит по шлангу 5 большого контура в воздухоподводящий рукав 4 перед дроссельным узлом и далее во впускной коллектор и камеры сгорания.
Возможные неисправности двигателя, их причины и способы устранения


Причина неисправности
Способ устранения
                                 Двигатель не заводится
Нет давления топлива в топливной рампе:
  засорены топливопроводы
  неисправен топливный насос
  засорен топливный фильтр
  неисправен регулятор давления топлива
Неисправна система зажигания
Промойте и продуйте топливные баки и топливопроводы
Замените насос
Замените фильтр
Замените регулятор
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу
Недостаточное давление в топливной рампе
Неисправен регулятор холостого хода
Подсос воздуха через шланги вентиляции картера двигателя и шланг, соединяющий впускную трубу с вакуумным усилителем тормозов
Нарушены зазоры в механизме привода клапанов

Неисправна система зажигания
См. выше неисправность «Двигатель не заводится»
Замените регулятор холостого хода
Подтяните хомуты крепления, поврежденные шланги замените


Проверьте гидротолкатели, неисправные замените (см. «Проверка и замена гидротолкателей»)
См. «Электронная система управления двигателем (ЭСУД)»
Двигатель не развивает полной мощности и недостаточно приемист
Неполное открытие дроссельной заслонки

Неисправен датчик положения дроссельной заслонки
Недостаточное давление в топливной рампе
Загрязнен воздушный фильтр
Неисправна система зажигания
Нарушены зазоры в механизме привода клапанов

Недостаточная компрессия - ниже 1,0 МПа (10 кгс/см.кв.):
  пробита прокладка головки блока цилиндров
  прогорание поршней, поломка или залегание поршневых колец

  плохое прилегание клапанов к седлам
  чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец
Отрегулируйте привод дроссельной заслонки (см. «Проверка и регулировка троса привода дроссельной заслонки»)
Замените датчик положения дроссельной заслонки
См. выше неисправность «Двигатель не заводится»
Замените воздушный фильтр
См. «Электронная система управления двигателем (ЭСУД)»
Проверьте гидротолкатели, неисправные замените (см. «Проверка и замена гидротолкателей»)

Замените прокладку головки блока цилиндров
Очистите кольца и канавки поршней от нагара, замените поврежденные кольца и поршень
Замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла
Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры
Недостаточное давление масла в прогретом двигателе
Использование масла несоответствующей марки
Разжижение или вспенивание масла из-за проникновения в масляный картер топлива или охлаждающей жидкости
Загрязнение рабочей полости или износ деталей масляного насоса
Засорение масляного фильтра
Ослабление крепления или засорение маслолриемника
Чрезмерное уменьшение зазора между маслоприемником и дном масляного картера или повреждение маслолриемника, вызванное ударом о дорожное препятствие
Увеличенный зазор между вкладышами коренных и шатунных подшипников и шейками коленчатого вала
Трещины, поры в стенках масляных каналов блока цилиндров или засорение масляных магистралей
Неплотная установка заглушек масляных каналов или их отсутствие
Замените масло рекомендованным
Устраните причины проникновения топлива или охлаждающей жидкости. Замените масло
Промойте, отремонтируйте или замените масляный насос

Замените масляный фильтр
Закрепите маслоприемник, промойте его фильтр
Выправьте деформированный масляный картер, при необходимости замените поврежденный маслоприемник

Прошлифуйте шейки и замените вкладыши

Отремонтируйте блок цилиндров. При невозможности устранения дефекта замените блок
Восстановите герметичность заглушек, установите отсутствующие заглушки
Стук коренных подшипников коленчатого вала
Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельной заслонки на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий, с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении и уменьшении частоты вращения коленчатого вала
Недостаточное давление масла

Ослаблены болты крепления маховика
Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников
Увеличенный зазор между упорными полукольцами и коленчатым валом
См. выше неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе»
Затяните болты рекомендуемым моментом
Прошлифуйте шейки и замените вкладыши

Замените упорные полукольца новыми или увеличенной толщины, проверьте зазор
Стук шатунных подшипников
Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельной заслонки. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания
Недостаточное давление масла

Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами
См. неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе»
Замените шатунные вкладыши и прошлифуйте шейки коленвала
Стук поршней
Стук обычно незвонкий, приглушенный, вызван «биением» поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой
Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами
Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне
Неправильно установлен поршень (смещение отверстия под поршневой палец направлено к левой стороне двигателя)
Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры
Замените кольца или поршни с кольцами

Установите правильно поршень
Повышенный шум газораспределительного механизма
Пониженное давление масла в системе смазки

Попадание воздуха в гидротолкатели в механизме привода клапанов вследствие слишком низкого (захват воздуха насосом) или слишком высокого (вспенивание масла) уровня масла в двигателе
Загрязнение полостей гидротолкателей в механизме привода клапанов вследствие применения низкокачественного масла или повреждения масляного фильтра
Износ рабочих поверхностей гидротолкателей в механизме привода клапанов, вызванный применением низкокачественного масла или несвоевременной его заменой
Поломка клапанной пружины
Чрезмерный зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой, вызванный их износом
Износ кулачков распределительного вала
См. выше неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе»
Удалите воздух из гидротолкателей



Промойте гидротолкатели, замените масло и масляный фильтр


Замените гидротолкатели


Замените пружину клапана
Замените направляющую втулку клапана ремонтной, соответственно развернув в ней отверстие
Замените распределительный вал
Стук на холодном двигателе, слышный в течение 2-3 мин после пуска и
усиливающийся при увеличении частоты вращения коленчатого вала
Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами


Ослабление крепления шкива коленчатого вала
Стук поршней, исчезающий после прогрева двигателя, не является признаком неисправности. При постоянном стуке замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры
Подтяните крепление шкива коленвала
Кратковременные стуки сразу после пуска двигателя
Использование масла несоответствующей марки (пониженной вязкости)
Увеличенный осевой зазор коленчатого вала
Увеличенный зазор в переднем коренном подшипнике
Замените масло на рекомендованное

Замените упорные полукольца
Замените вкладыши переднего коренного подшипника
Стуки в прогретом двигателе на режиме холостого хода
Ослабление натяжения или износ ремня привода генератора
Шум деталей газораспределительного механизма

Использование масла несоответствующей марки
Увеличенные зазоры между поршневыми пальцами и отверстиями в бобышках поршней
Увеличенные зазоры между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами
Непараллельны оси верхней и нижней головок шатуна
Неправильно установлен поршень (смешение отверстия под поршневой палец направлено к левой стороне двигателя
Отрегулируйте натяжение ремня генератора или замените его
См. выше неисправность «Повышенный шум газораспределительного механизма»
Замените масло на рекомендованное
Замените поршни и пальцы

Замените вкладыши и прошлифуйте шейки коленвала

Замените шатун
Установите правильно поршень
Сильные стуки в прогретом двигателе при повышении частоты вращения коленчатого вала
Поломка демпфера крутильных колебаний в ступице шкива коленчатого вала
Чрезмерное натяжение ремня привода генератора или появление на нем трещин и разрывов
Ослаблено крепление маховика

Чрезмерное увеличение зазоров между вкладышами шатунных и коренных подшипников коленчатого вала
Замените шкив коленвала

Отрегулируйте натяжение ремня, замените поврежденный ремень привода генератора
Затяните болты крепления маховика требуемым моментом затяжки
Перешлифуйте шейки коленвала под ремонтный размер и замените вкладыши
Повышенная вибрация двигателя
Дисбаланс коленчатого вала
Установлены поршни разной массы

Неодинаковые значения компрессии в цилиндрах
Подушки подвески силового агрегата сильно изношены или затвердели
Ослаблено крепление шкива коленчатого вала
Снимите и отбалансируйте коленчатый вал
Разберите шатунно-поршневую группу, подберите поршни по массе
См. «Проверка компрессии в цилиндрах»
Замените подушки подвески силового агрегата

Подтяните крепление шкива коленвала
Детонационные стуки двигателя при работе под нагрузкой
Использование бензина с пониженным октановым числом
Неисправен датчик детонации
Неисправен ЭБУ (электронный блок управления) двигателем
Залейте бензин с соответствующим октановым числом
Замените датчик детонации
Замените ЭБУ (электронный блок управления) двигателем
Повышенный расход масла
Подтекание масла через уплотнения двигателя

Засорена система вентиляции картера
Износ или повреждение маслосъемных колпачков клапанов
Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок
Износ поршневых колец или цилиндров двигателя
Поломка поршневых колец
Закоксовывание маслосъемных колец или пазов в канавках поршней из-за применения нерекомендованного масла
Подтяните крепления или замените прокладки и сальники двигателя
Промойте детали системы вентиляции картера
Замените маслосъемные колпачки
Замените клапаны или направляющие втулки клапанов

Расточите цилиндры, замените поршни и кольца
Замените поршневые кольца
Очистите маслосъемные кольца и пазы от нагара, замените моторное масло рекомендуемым.
Перегрев двигателя
Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения
Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора
Неисправен термостат
Неисправен электровентилятор системы охлаждения

Неисправен клапан пробки расширительного бачка (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением)
Использование бензина с пониженным октановым числом
Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения
Очистите наружную поверхность радиатора струей воды
Замените термостат
Проверьте электродвигатель вентилятора и реле его включения, неисправные узлы системы охлаждения замените
Замените пробку расширительного бачка


Залейте бензин с соответствующим октановым числом
Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке
Поврежден радиатор
Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов, ослабление хомутов
Подтекание жидкости через сальник водяного насоса
Повреждена прокладка головки блока цилиндров
Подтекание жидкости через микротрещины в блоке или головке блока цилиндров
Отремонтируйте или замените радиатор
Замените поврежденные шланги или прокладки, подтяните хомуты шлангов
Замените водяной насос
Замените прокладку головки блока цилиндров
Проверьте герметичность блока и головки блока цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали
Полезные советы

При известном навыке и внимательности многие неисправности двигателя и его систем можно довольно точно определить по цвету дыма, выходящего из выхлопной трубы. Синий дым свидетельствует о попадании масла в камеры сгорания, причем постоянное дымление — признак сильного износа деталей цилиндропоршневой группы. Появление дыма при перегазовках, после длительного прокручивания стартером, после долгой работы на холостом ходу или сразу после торможения двигателем указывает, как правило, на износ маслосъемных колпачков клапанов. Черный дым — признак слишком богатой смеси из-за неисправности системы управления двигателем или форсунок. Сизый или густой белый дым с примесью влаги (особенно после перегрева двигателя) означает, что охлаждающая жидкость попала в камеру сгорания через поврежденную прокладку головки блока цилиндров. При сильном повреждении этой прокладки жидкость иногда проникает и в масляный картер, уровень масла резко повышается, а само масло превращается в мутную белесую эмульсию. Белый дым (пар) при непрогретом двигателе во влажную или холодную погоду — нормальное явление.
Довольно часто можно увидеть стоящий посреди городской пробки автомобиль с открытым капотом, испускающий клубы пара. Перегрев. Лучше, конечно, этого не допускать, почаще поглядывая на указатель температуры. Но никто не застрахован от того, что может неожиданно отказать термостат, электровентилятор или просто потечь охлаждающая жидкость. Если вы упустили момент перегрева, не паникуйте и не усугубляйте ситуацию. Не так страшен перегрев, как его возможные последствия. Никогда сразу же не глушите двигатель — он получит тепловой удар и, возможно, остыв, вообще откажется заводиться. Остановившись, дайте ему поработать на холостых оборотах, тогда в системе сохранится циркуляция жидкости. Включите на максимальную мощность отопитель и откройте капот. Если есть возможность, поливайте радиатор холодной водой. Только добившись снижения температуры, остановите двигатель. Но никогда сразу не открывайте пробку расширительного бачка: на перегретом двигателе гейзер из-под открытой пробки обеспечен. Не спешите, дайте всему остыть, так вы сохраните здоровье машины и ваше собственное здоровье.
Практически во всех инструкциях к автомобилю содержится рекомендация при пуске двигателя обязательно выжать сцепление. Эта рекомендация оправдана только в случае пуска в сильный мороз, чтобы не тратить энергию аккумуляторной батареи на проворачивание валов и шестерен коробки передач в загустевшем масле. В остальных случаях это просто рекомендация для того, чтобы автомобиль не тронулся, если по забывчивости включена передача. Этот прием вреден для двигателя, так как через выжатое сцепление на упорный подшипник коленчатого вала передается значительное усилие, а при пуске (особенно холодном) смазка к нему долго не поступает. Подшипник быстро изнашивается, коленчатый вал получает осевой люфт, трогание с места начинает сопровождаться сильной вибрацией. Для того чтобы не портить двигатель, возьмите в привычку проверять перед пуском положение рычага переключения передач и пускать двигатель при затянутом стояночном тормозе, не выжимая сцепление без крайней
Ваз 2110